В Узбекистане создана новая инфраструктура для наблюдений за ледниками |
Написал Джахангир | |
25.11.2016 | |
Где как ни в Узбекистане изучать последствия отступания и исчезновения ледников! Сухой континентальный климат дает мало осадков и быстрое их испарение на малых высотах.
Горы Узбекистана, где есть ледники, относятся к структуре систем Тянь-Шаня и Алая. По данным на 2010 год, в бассейнах рек Пскем, Шахимардан, Кашкадарья и Сурхандарья лежат 698 ледников общей площадью около 190 квадратных километров. Из них 411 ледников, площадью почти 100 квадратных километров, расположены на территории Узбекистана.
Крупнейшие из них – Баркрак, Калесника и Пахтакор – находятся в Ташкентской области. Достаточно велики также ледники Северцова и Батырбай – в Кашкадарьинской области. Ледники Сурхандарьи, менее внушительных размеров, относятся к южному склону Гиссарского хребта.
С 1957 по 2010 год площадь оледенения речных бассейнов сократилась на 24,2 % от первоначальной (1957). Участие ледников в формировании стока горных рек, являющихся основой всей жизни Центральной Азии, индикационные свойства, позволяющие использовать ледники для мониторинга климата и чистоты атмосферы, требуют дальнейшего исследования их режима, в первую очередь, баланса массы и динамики.
На основе рамочного соглашения о техническом и финансовом сотрудничестве и гуманитарной помощи между Федеральным Советом Швейцарии и правительством Республики Узбекистан, подписанного 20 сентября 2002 года, Швейцарское агентство по вопросам развития и сотрудничества, Институт геологии и геофизики АН РУз, Центр гидрометеорологической службы при Кабмине РУз (Узгидромет), Научно-исследовательский гидрометеорологический институт (НИГМИ) заключили соглашение в отношении проекта «CATCOS (создание и удвоение потенциала для систем наблюдения за климатом), этап 2». Срок действия соглашения – с 15 августа 2015 по 30 сентября 2016 года.
– Необходимость организации таких исследовательских работ, создания гляциологических стационаров (исследовательских баз в ледниковом районе, где проводится круглогодичный цикл метеорологических, гляциологических и гидрологических исследований), установки приборов назрела еще в 1999 году. Полевая база, которая располагалась на территории Кыргызстана в долине реки Коксу на леднике Абрамова, тогда была уничтожена ваххабитскими террористами. Ледник остался без гляциологической базы, начавшей работу в 1964 году и приносившей очень интересные научные результаты.
Силами Центрально-Азиатского института прикладных исследований Земли, Кыргызстан, кыргызских и швейцарских гляциологов в 2011 году на леднике Абрамова при финансовой поддержке МИДа Германии была установлена автоматическая станция. Но она, конечно, не может заменить существовавший прежде исследовательский комплекс, проводивший множество экспериментальных работ. Станция нацелена лишь на измерение баланса массы – соотношение прихода (аккумуляции) и расхода (абляции) массы снега и льда в леднике за определенное время. Они определяются путем измерения колебаний снеговой линии, в нашем случае автоматической круглогодичной видеокамерой, метеонаблюдений, а также абляционных и снегосъемочных работ, которые измеряют плотность и водность снега.
В комплексе это дает баланс массы, который позволяет осуществлять гидрологические реконструкции, моделировать сток наших среднеазиатских рек. Скажем, ледник Абрамова относится к бассейну реки Амударьи, а ледник Баркрак – к бассейну реки Сырдарьи, опосредованно через реку Пскем тире Чирчик, и у всех этих рек единый базис – Аральское море, которое никак не наполняется.
Идея изучения ледника Баркрак муссировалась еще в 60-е годы прошлого века, когда шли споры, где устанавливать стационар. Сторонники этой идеи: Леонид Канаев, Анатолий Щетинников и Владимир Коновалов – предлагали построить такую базу на леднике Баркрак, поскольку он более доступен. Однако в итоге точка зрения ведущих специалистов Гидромета СССР Юрия Израэля и Виталия Ноздрюхинаа перевесила: по их мнению, ледник Абрамова был более интересен, поскольку занимал узловую позицию во многих отношениях.
В рамках проекта «CATCOS», при поддержке Швейцарского агентства по сотрудничеству, после долгих обсуждений, обоснований, рекогносцировок, как и предлагалось раньше Анатолием Щетинниковым, автоматический наблюдательный комплекс в августе 2016 года был установлен на леднике Баркрак. Получилась большая интересная экспедиция, в которой приняли участие сотрудники отдела гляциологии Института геологии и геофизики Академии наук Узбекистана, отдела гляциологии НИГМИ при Узгидромете и кафедры гляциологии Фрибургского университета Швейцарии.
В Узбекистане создана новая инфраструктура для наблюдений за ледниками
Установка аппаратуры автоматической метеостанции на леднике Баркрак Средний, август 2016 г.
Необходимая аппаратура была установлена с помощью узбекских альпинистов. Стационар начал работу в тестовом режиме: запущена видеокамера, отлажена метеостанция, забурены абляционные рейки.
Что получится, покажет лето следующего года. Мы надеемся, что в наблюдательной мировой сети по балансу массы появилась еще одна точка, и мировое научное сообщество будет поддерживать эту работу, которая даст полезные результаты. Во-первых, работа стационара необходима для прогнозирования экстремальных гляциальных явлений, таких как паводки, прорывы ледниковых озер. Во-вторых, в условиях малой водообеспеченности Центральной Азии, и, в частности Ташкентского оазиса, очень важно знать расход наших рек, в том числе Пскема и Чирчика. В самое засушливое время, в период вегетации хлопчатника, именно ледники дают необходимые проценты воды на его полив. Чем дальше от ледника, тем меньше влияние этого стока. Скажем, на удалении 100-300 километров в летний период это влияние очень ощутимо.
В Узбекистане создана новая инфраструктура для наблюдений за ледниками
Ледник Пахтакор (вид из долины)
Мы планируем распространить эту наблюдательную сеть на таких ледниках реки Пскем, как Пахтакор и Калесника. На следующий год, при логистической возможности, будет проводиться рекогносцировка, возможно, установка абляционных реек на леднике Пахтакор, поскольку он самый близкий и доступный.
Следует сказать и о тех работах, которые ведет наш отдел гляциальной геологии, которым я имею честь заведовать. Мы наблюдаем также за гляциальными и завальными горными озерами, которые могут прорваться и послужить началом разрушительного селя. В 1998 году произошла так называемая Шахимарданская катастрофа: с ледника Арчибаши сошел разрушительный сель, приведший к гибели 98 человек и нанесший колоссальный ущерб народному хозяйству трансграничной территории Кыргызстана и Узбекистана.
В Узбекистане создана новая инфраструктура для наблюдений за ледниками
Озера Ихнач, высота около 2700 м над уровнем моря
Мы не должны исключать повтора подобных катастроф, имея озера смешанного завально-ледникового генезиса Ихнач, Шовуркуль в бассейне реки Пскем, завально-тектонического и ледникового – Арашан на Ангренском плато. Нужно исследовать также ледники на трансграничной территории Ферганской долины со стороны Кыргызстана, но это должно быть сделано совместными усилиями кыргызских и узбекских гляциологов.
Кроме того, нельзя забывать, что ледники, а также ледниковые озера опосредованно через ледники – это единственный в настоящее время резерв чистой пресной воды. Там, где ледники отступают, увеличивается степень озерности, как это известно из многих публикаций. За этим мы тоже должны наблюдать.
Предпринимаются и другие шаги. Швейцарское агентство по сотрудничеству вместе с Министерством сельского и водного хозяйства Узбекистана установили в Ферганской долине систему раннего оповещения, задача которой – вовремя известить население долины о движении гляциального паводка, чтобы люди могли успеть уйти с пути его следования и не погибнуть, как это произошло много лет назад при Шахимарданской катастрофе.
В Узбекистане создана новая инфраструктура для наблюдений за ледниками
Участники международного семинара в Бишкеке. В первом ряду, в центре, в темных очках – г-н Петко Драганов, Специальный представитель Генерального секретаря ООН и Глава Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии
8-9 ноября 2016 года, вместе с представителями МЧС, Узгидромета и Минсельводхоза Узбекистана я участвовал в международном семинаре «Влияние таяния ледников на состояние водных ресурсов Центральной Азии в условиях изменения климата», прошедшем в Бишкеке, Кыргызстан. Семинар организован Региональным центром ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии совместно с Кластерным Бюро ЮНЕСКО, Алматы, Казахстан.
Встреча в Бишкеке призвана укрепить региональный диалог по вопросам исследования ледников, адаптации к изменению климата и обеспечения устойчивого управления водными ресурсами в Центральной Азии. В работе семинара приняли участие представители соответствующих ведомств и государственных структур стран региона, донорских организаций, научно-исследовательских учреждений и независимые эксперты.
На сессии «Опыт и результаты последних научных исследований в области ледников, водных ресурсов и опасностей, связанных с таянием ледников, в Центральной Азии» я сделал доклад «Базы данных и кадастры ледниковых озер, колебания климата и селевые потоки». Целью сессии был обмен международным опытом и передовой практикой в сфере исследования криосферы (одна из географических оболочек Земли, характеризующаяся наличием или возможностью существования льда. – И. И.) в отношении мониторинга ледников и наращивания потенциала, рисков, вызванных изменением климата, и управления водными ресурсами. Доклад был посвящен совместным работам, которые уже несколько лет ведут ученые Кыргызстана, России и Узбекистана по исследованию возможности прорыва ледниковых озер, изменению климата и отступанию ледников. Эти три страны скоординировали свои усилия по изучению ледников Тянь-Шаня.
Доклад касался также результатов этих исследований – баз данных, которые мы создали по полустационарному наблюдению ледников в Центральной Азии, не только Узбекистана, но и всей нашей горной периферии, и оценки угрозы гляциальных селей. Разбирались также история, генезис формирования Шахимарданского селя, селей долины Алла-Арчи, возможность прорыва ледниковых озер в Узбекистане, о которых я уже говорил.
В Кашкадарье, в долине реки Аксу, на леднике Турт-Куйлюк тоже есть ледниковые озера. Когда мы там работали, сходило много селей дожде-снегового генезиса. Имеется угроза и в месте компактного проживания населения – в поселке Гилан, название которого, собственно, означает «камни, катящиеся в грязи». Там сели происходят регулярно. В низовьях реки Аксу целый поселок, по-моему, Бишпек, лет 100 назад был погребен огромным селем.
Далее в группе «Риски и опасности, связанные с ледниками» я участвовал в обсуждении проекта Адаптационного фонда ЮНЕСКО «Снижение уязвимости населения в Центрально-азиатском регионе от прорыва ледниковых озёр в условиях изменения климата». В осуществлении проекта, направленного на снижение рисков бедствий и создание системы раннего предупреждения, примут участие Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Возвращаясь к теме работ на леднике Баркрак Средний, отмечу, что они носят сезонный характер. Время измерения баланса массы – это август, когда ледники максимально обнажаются от снега, а в сентябре снег ложится заново. Всего в 10 километрах от установленного здесь стационара имеется высокогорная метеостанция Ойгаинг. Скажу вам такую техническую подробность. Прежде, чем запускать ряды автоматических наблюдений на стационаре, год или два должны быть корреляции автоматических и натурных наблюдений, которые ведутся на метеостанции Ойгаинг круглогодично. Поскольку у нас совместный проект с Узгидрометом и НИГМИ, естественно, мы будем пользоваться их фондами, инфраструктурой, делать совместные публикации в специализированной гляциологической литературе.
Стационар на Баркраке – это, кроме того, прекрасный полигон для обучения молодых специалистов. В рамках проекта «CATCOS» семинары для них уже проводились в Кыргызстане. Из всех стран Центральной Азии сюда приезжали молодые специалисты и преподаватели, которых гляциологи вывозили на, так сказать, показательные ледники и обучали измерению баланса массы. Такие семинары состоятся и в Узбекистане, что будет очень полезно для воспитания подрастающего поколения гляциологов, потому что, естественно, кадры должны обновляться с целью продолжительного наблюдения за ледниками в Центральной Азии.
Источник:nuz.uz
|