Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Укрощение строптивой
Укрощение строптивой Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
12.08.2010

Название «Ардон» в переводе с осетинского — бешеная река.

В особенно неистовое бешенство эта река впадает в период паводков: когда непрерывные длительные ливни заставляют обрушиваться на окрестные населенные пункты гигантский водяной поток. Но обуздать опасное природное явление, оказывается, человеку вполне под силу. А помочь ему в этом может новое изобретение под названием «Аквадент».

Железобетонный аргумент
Информированный скептик, не понаслышке знакомый с паводковой ситуацией в РСО-А, скорее всего усмехнется. С разнообразными предложениями и проектами, призванными эффективно решить наболевшую «водно-дождевую» проблему, приходилось встречаться и раньше. Увы, у каждого из них неожиданно обнаруживались свои «подводные камни». Сооружения эти в разгул стихии играючи разрушались, словно карточные домики. Всем стало ясно: нужен принципиально новый проект. Таким в итоге стал «Аквадент».

Эта неброская с виду конструкция появилась на свет в результате совместной работы трех специалистов одного из предприятий в городе Алагире. Свою первую капитальную «обкатку» сооружение прошло на 62-м километре реки Ардон возле поселка Бурон. Результат генеральной проверки поразил всех специалистов: в тех местах, где был установлен «Аквадент», бурные водные потоки не нанесли окружающей среде ни малейшего ущерба. Последним жестоким испытанием на прочность стало недавнее наводнение в июне 2010 года. Итог один и тот же — там, где стояли берегоукрепительные укрепления под названием «Аквадент», не было ни жертв, ни разрушений.

Изготовленные из железобетона с добавками, блоки гидротехнических сооружений гарантируют водонепроницаемость либо дополнительную водостойкость прилегающей к реке территории. Эти конструкции используются в виде гидросооружений в зонах повышенной эрозионной деятельности водных потоков или при сооружении заградительных и защитных приспособлений. Они являются, по сути, идеальным средством для эффективной и экономичной защиты опоров мостов, дорожных коммуникаций и прочих искусственных сооружений, а также урожая от наводнений.

Впрочем, эффективность работы «Аквадента» — не единственный весомый аргумент для его повсеместной эксплуатации. Еще одно важное достоинство — незначительная трудоемкость при изготовлении и относительно небольшая масса.

Наконец, в эпоху доконавшего человечество финансового кризиса огромное значение имеет и минимальная затратность какого-либо проекта: означенные сооружения на 30–40% дешевле обычных дамб. Все эти достоинства не остались незамеченными со стороны вышестоящих лиц республики. И сегодня «Аквадент» широко используется на Транскаме — автотрассе федерального значения, а также других социально значимых объектах. Но это — лишь капля в море: в море бешеной водной стихии, продолжающей угрожать республике.

Вопрос ребром
— Вода разбивается о ребро, и течение сразу же ослабевает, — поясняет один из разработчиков проекта Игорь Гусиев, — основание «Аквадента» с трех сторон дельтавидной формы: сооружение работает как волнорез.

Что ж, «вода разбивается о ребро», а перспективы «Аквадента» разбиваются о равнодушие некоторых ответственных лиц. Почему до сих пор в Северной Осетии, где и появилось принципиально новое берегоукрепительное сооружение, «Аквадент» работает лишь на ограниченных участках? Ведь жизнь показала — проект полностью себя оправдал. Тем не менее о его крупномасштабной эксплуатации говорить пока не приходится. Создатели «Аквадента» прекрасно понимают: под лежачий камень вода не течет. Потому и готовы авторы проекта, что называется, бить в набат. Одним из таких «ударов» стало коллективное письмо, отправленное на имя министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий С.Шойгу. Ответ из высокого российского ведомства не заставил себя долго ждать. В нем, в частности, сообщается о том, что «данная информация направлена территориальным органам МЧС России для использования в работе». Что ж, «использование в работе» — это хорошо. Вот только времени с тех пор прошло уже немало, а воз и ныне там. И пока «информация используется в работе», в результате наводнений продолжают гибнуть люди.

Александр ОРЛОВ

http://stavropol.aif.ru/issues/880/04_01

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo