Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Встречи arrow IX международная конференция «Реки Сибири и Дальнего Востока» (10-12 ноября 2015 г., Иркутск, Россия)
IX международная конференция «Реки Сибири и Дальнего Востока» (10-12 ноября 2015 г., Иркутск, Россия) Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
25.11.2015






Конференция началась 10 ноября 2015 года в городе Иркутске в Институте географии СО РАН им. В.Б.Сочавы с пленарного заседания.
После приветственного слова представителя института с первым докладом выступил Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Кравчук О.Э. Из доклада стало ясно, что, несмотря на общую благополучную тенденцию наличия достаточных водных ресурсов, основная часть воды расположена в непосредственной близости от озера Байкал. В остальном, вода распространена крайне неравномерно. 12 районов области сталкиваются с проблемой недостаточной обеспеченности чистой питьевой водой, для чего Министерством области была принята программа «Чистая вода». В то же время во всех остальных районах остро стоит проблема наводнений разных степеней. Было подчеркнуто, что до сих пор отсутствует правовое и институциональное организационное управление каскадами и водохранилищами, вследствие чего и складывается данная ситуация. 



Уровень воды в озере Байкал постоянно падает. Постановлением правительства был установлен минимальный объем, составивший 456-457 м. Но, по расчетам Министерства, при соблюдении этой отметки весь Ангарский регион остался бы без воды. Эти расчеты убедили правительство разрешить использовать воду в ущерб пополнению Байкала. Местные власти не в состоянии справиться с этими вызовами, поэтому постоянно и тесно сотрудничают с учеными. Другая важная проблема на пути пополнения Байкала водой – это строительство ГЭС в Монголии, которое усугубит положение поддержания минимального объема воды в озере.
Далее следовал доклад представителя Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) Осипова П.Е., который доложил о практических шагах внедрения стратегической экологической оценки (СЭО) в программы регионального развития и крупные инвестиционные проекты. СЭО базируется на двух основных международных договорах: (1) Директива Европарламента 2001 года и (2) Протокол 2009 года по СЭО. На данный момент Российская Федерация не приняла и не ратифицировала ни один из этих договоров, что позволило бы реализовывать крупные проекты по мировым стандартам. Это в свою очередь повысило бы прозрачность реализации проектов, повышение ответственности, вовлечение общественности и учет всех мнений, и т.д. В целом, проведение СЭО способствовало бы внедрению принципов устойчивого развития. Данная оценка была широко поддержана правительством Забайкальского края, но для проведения СЭО необходимо согласие чиновников федерального уровня.
Доклад Корытного С.М. – заместителя директора по научной работе Института географии СО РАН – был посвящен водным проблемам на возрождающемся Шелковом Пути. Сам Шелковый Путь далеко выходит за рамки водных ресурсов, но вода играет одну из основополагающих ролей. Ни Иркутск, ни озеро Байкал не находятся на Шелковом Пути, они находятся на так называемом «Чайном Пути», который является частью Шелкового Пути, поэтому ученые данного региона заинтересованы в рассмотрении и анализе всех проблем, касающихся самого Шелкового Пути. Далее последовало резкое высказывание, что Китай всегда выступал и продолжает выступать исключительно в своих собственных интересах, не задумываясь о вреде, наносимом соседним государствам. Примером послужило строительство плотин на реке Или, против которого выступает Казахстан со своими доводами, и Россия, т.к. это приведет к загрязнению вод озера Байкал. Также было доложено о возрождении интереса к проекту по переброске сибирских рек в Центральную Азию и негативного последствия данного проекта на водные ресурсы России. Основным тезисом докладчика явилось: «Без решения водных проблем – никакой речи об экономическом развитии идти не может!».
В настоящее время Китай активно выступает с двумя инициативами: (1) Возрождением Шелкового Пути, что подразумевает развитие экономических и торговых связей и (2) Созданием Экологической Цивилизации. Этому было посвящено выступление Симонова Е.А. из Международной Коалиции «Реки без границ». Экологическая Цивилизация была принята в сентябре 2015 года на самом высоком уровне Политбюро ЦК КПК. К 2020 году она должна быть внедрена во все экономические процессы Китая, подразумевая смену некомпетентных работников и даже руководителей. Основным положением экоцивилизации Китая является экспорт «грязных» производств за его пределы, включая технологии, оборудование и т.д. В основном, данные производства планируется экспортировать в Россию, Монголию и другие страны, т.к. в этих странах еще со времен СССР существуют «грязные» неэкологичные производства. Причем, Китай намерен выделять под это финансовые средства, а также поддерживать путем упрощения процедуры оценки экологических ущербов таких проектов. Ярким примером такого рода проекта может послужить строительство целлюлозного завода Амазарский, находящегося на территории России. Китай намерен прорубить подъездные пути к заводу сквозь тайгу, получить беспрепятственный проезд через границу, причем, на этом заводе будут работать исключительно китайские специалисты и рабочие и исключительно на китайском оборудовании. Затем вся произведенная продукция будет идти в Китай, а все негативные последствия, как экономические, так и экологические останутся на территории России. Проект получил огромный политический, общественный и научный резонанс.
Далее была презентация по экологическому состоянию озера Байкал и его притоков, а также доклад представительницы Китая об экологических ущербах при добыче и переработке угля в Китае.
Следующий доклад пыл посвящен общественному мнению местных жителей при разработке и реализации крупных международных проектов, представленный руководителем OT WATCH Сухгрэрэл Дугерсурэн (Монголия). Данная организация под эгидой Международной Коалиции «Реки без границ» призвана регулировать международное право путем проведения обучающих тренингов. OT WATCH ставит своей целью подготовку местного населения в зоне планируемых проектов для соблюдения своих прав, а именно: как грамотно составить обращение (жалобу) в компетентные органы. Причем, данная организация не старается извлечь финансовую или какую-либо иную выгоду, стараясь прийти к «мировой», т.е. соблюсти права всех вовлеченных лиц без ущерба всем остальным. Основным тезисом докладчика стало: «Хозяева любой проектной зоны – именно местное население».
Доклад представителя НИЦ МКВК Гоженко Б.В. (Узбекистан) был посвящен Международному Водному Праву. В своей презентации он осветил основные Международные водные Конвенции, а также примеры разрешения водных конфликтов в цивилизованном мире. Также была подчеркнута необходимость следования принципам Международного Водного Права любой страны, подписавшей любые соглашения с соседними странами вне зависимости от выгодности своего положения (верховья или низовья).
Далее выступил Колотов А.А. – представитель КРОЭО «Плотина» (г. Красноярск) с докладом об успешной подаче жалобы в связи с ожидаемыми негативными последствиями для местного населения при реализации крупного инвестиционного проекта Мирового Банка «MINIS». Данный проект подразумевал строительство плотины стоимостью около 600 000 долларов США и крупного водоотвода стоимостью в 1 миллиард долларов США. Местное население предугадало возможные негативные последствия, и, объединившись (причем, т.к. река трансграничная, объединились жители России и Монголии) составили жалобу в Комиссию по проектам Мирового Банка. Данная жалоба была отправлена в 2012 году и принята Комиссией впервые за всю историю реализации проектов Мирового Банка в России. Комиссия постановила рассмотреть жалобу до 2016 года. Результат жалобы должен быть предоставлен в виде отчета, который отразит правильность проведения социально-экологической оценки данных проектов с соблюдением всех мировых стандартов. Более того, и что самое важное, данный отчет должен стать достоянием общественности. Еще раз стоит подчеркнуть, что это было первым успешным опытом, когда Мировой Банк принял жалобу на свои же проекты и готов ее рассмотреть.
В заключение пленарного заседания выступил представитель Межрегионального Общественного Экологического Фонда «ИСАР-Сибирь» Широков Ю.Р. Который обобщил итоги конференции и рассказал про ее прошлое и будущее. 

Во второй половине дня участники конференции переехали из Иркутска в Байкальск, где состоялись круглые столы по следующим темам:
I. Золотодобыча и вольный принос – судьба рек
II. Угольные ТЭС и ГЭС – мнимая альтернатива или спасение планеты?
III. Российско-Китайско-Монгольское сотрудничество и охрана природы.

Основные тезисы III круглого стола по многостороннему сотрудничеству были следующими:
 На протяжении лет не представляется возможным наладить трехсторонний диалог. Особо сложная ситуация в этом вопросе обстоит между Китаем и Монголией.
 Все диалоги о воздействии крупных инвестиционных проектов между Россией и Китаем происходят постфактум. То есть воздействие на экологию и социальную сферу оценивается уже после строительства крупных регулирующих сооружений на реках.
 В южной части Восточной Сибири большинство птиц, мигрирующих в Китай, не возвращаются. В то же время, те птицы, которые мигрируют на территорию Южной и Юго-Восточной Азии возвращаются в том же количестве. За последние несколько лет популяция некоторых видов птиц сократилась на 80%, т.к. мигрирую в Китай, птицы не находят себе достаточного количества пищи вследствие активного индустриального развития Китая.
 Озеро Байкал сильно загрязняется трансграничными реками. По информации Монгольского «Зеленого Креста» многие реки загрязняются еще на территории их страны. Например, река Тол, протекающая через Улан-Батор сильно загрязняется именно в черте города. Очистные сооружения не справляются в силу того, что были построены еще в те годы, когда население Улан-Батора составляло 300 000 жителей. На сегодняшний день, этот показатель составляет около 1,3 млн. жителей. Вся неочищенная вода сбрасывается в реку, которая протекает по территории Монголии, затем России, и в конце впадает в Байкал.
 В российской Федерации существует множество договоров о трансграничных реках. Но существуют они, и даже работают, скорее формально. Слабо оговорены ответственности сторон. Причем, научные деятели, борющиеся за окружающую среду, не в состоянии преодолеть множество бюрократических барьеров.

Второй день конференции был разбит на следующие секционные заседания с последующими дискуссиями:
I. Сохранение и мониторинг местообитаний и видов
II. Шелковый путь и энергетика
III. Согласование интересов природопользователей и водные проблемы в горной промышленности
IV. Механизмы общественного участия
V. Рыбы и их охрана
VI. Экологическая оценка
VII. Экологическое нормирование допустимых воздействий
VIII. Реки на Шелковом Пути
IX. Проблемы Ангаро-Енисейского бассейна
X. Вопросы функционирования ГЭС

Секции II и VIII тесно переплетались и по темам, и по принимающим участие докладчикам.
Первый доклад по Шелковому Пути был посвящен задачам стран-участниц в этом мегапроекте. Было доложено, что Шелковый Путь имеет около 20 инвесторов. Основная проблема участия России в данном проекте обуславливается тем, что эта страна еще не научилась влиять на гражданские институты. Основной идеей выступления являлось то, что все аспекты зеленого развития, которые были разработаны в виде требований к инвесторам, как банкам, так и странам, могли бы послужить базой для разработки и внедрения Шелкового Пути. Главная проблема – найти выход на правительство России с идеей развития Шелкового Пути с обязательным учетом зеленого развития.
Далее выступила представительница Всемирного Банка с описанием категорий проектов и требований к ним, которые должны быть применены при реализации мегапроектов, таких как Шелковый Путь. Но до сих пор сам Всемирный Банк не провел ни одних переговоров о вступлении в разработку или реализацию Шелкового Пути. По системе Всемирного Банка существует 3 категории проектов:
 Категория А: Проекты, оказывающие крупное воздействие
 Категория В: Проекты, оказывающие воздействие на малые территории
 Категория С: Образовательные или сугубо исследовательские проекты, без финансирования строительства и/или дизайна.
Далее следовал доклад представительницы Китая об успешной политике защиты окружающей среды при производстве и переработке угля. Это был хороший пример того, как правительство страны, осознав ущерб, который наносится окружающей среде и местному населению, за короткий срок пересмотрело законодательство и ужесточило требования к социально-экологической оценке проектов. Так в 2013 году при добыче и переработке угля в Китае применялись испарители или отстойники. То есть вода, используемая при этих процедурах, попросту сливалась в резервуары на открытом воздухе и отстаивалась. Гринпис Китая доказал, что около 90% загрязнений при таком методе отстоя воды, попадает в почву и грунтовые воды, оказывая негативное воздействие на флору, фауну и местное население. Данный отчет был опубликован в СМИ. Уже меньше, чем через год, правительство Китая приняло решение, что ситуацию необходимо менять в корне, сотрудничая с Гринпис. Следуя отчету Гринпис, на территории Китая на тот момент находилось около 16 заводов, использующих такие отстойники. В январе 2015 года правительство Китая изменило свое отношение к таким заводам и внесло дополнения в Закон «Об охране окружающей среды». Ученым и производственникам было поручено проработать эту проблему. А уже в марте 2015 года правительством было запрещено использование таких отстойников на территории страны, тем самым закрыв все заводы, использующие эту технологию. Начиная с июля 2015 года, ни один крупный инвестиционный проект по строительству или реконструкции заводов такого типа не прошел экологическую оценку. Выступление было завершено высказыванием, что Китайское правительство заботится о своей репутации, поэтому, любая проблема, получившая общественную огласку (несогласие), скорее всего, получит позитивное разрешение.
Далее выступила представительница из Монголии, доложившая о путях развития энергетики в этой стране. Выяснилось, что выработка угольной электроэнергии стоит в разы дешевле, чем выработка гидроэнергии, занимая при этом гораздо меньшую площадь, но нанося больше вреда экологии. В последние годы Монголия встала на путь отказа от угольной и гидроэнергии в пользу ветряной и солнечной. По их прогнозам солнечные и ветряные станции имеют потенциал выработки энергии в 2000 раз больше, чем в настоящее время вырабатывает угольная и гидроэнергетика вместе. 
Далее выступил скотовод из Монголии. Он высказал свою обеспокоенность, что несмотря на то, что выработка и солнечной, и ветряной энергии являются экологически чистыми процессами, тем не менее «ветряки» сушат почву, над которыми установлены, а на территориях, где установлены солнечные батареи ничего не растет, т.к. почва под ними не получает достаточно солнечного света. По обеим причинам некоторое количество земель выводятся из пастбищного фонда. Данная ситуация была объяснена тем, что это самый минимальный ущерб. Следовательно, даже самые щадящие технологии наносят ущерб окружающей среде.


Гоженко Б., НИЦ МКВК

Последнее обновление ( 01.12.2015 )
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo