Водная дипломатия и климатические вызовы: стратегия Узбекистана |
Написал Iskander Beglov | |
04.12.2024 | |
«Узбекистан значительно усовершенствовал концептуальные подходы к решению водохозяйственных вопросов», — так считает первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при Президенте Узбекистана Акрамжон Неъматов в ходе экспертного диалога по вопросам водного дефицита в Центральной Азии, состоявшегося 28 ноября в штаб-квартире Фонда им. Фридриха Эберта в Берлине.
Выступая на панельной сессии, в работе которой приняли участие эксперты ЦА, депутаты, специалисты министерств и ведомств ФРГ, представители ведущих научно-образовательных и аналитических центров Германии, А.Неъматов подробно остановился на реализуемой Узбекистаном комплексной стратегии в водном секторе.
С его слов, за последние годы в этой сфере произошли фундаментальные преобразования, впервые в национальной стратегии развития Узбекистана вопросы водосбережения были выведены в отдельное приоритетное направление государственной политики, принята и последовательно реализуется Концепция развития водного хозяйства до 2030 г., на основе которой разрабатываются краткосрочные стратегии управления водными ресурсами и развития сектора ирригации, усовершенствуются институциональные механизмы интегрированного управления сферы водного хозяйства.
Было отмечено, что на повестке стоит принятие Водного кодекса, призванного систематизировать разрозненные нормативно-правовые акты и тем самым повысить эффективность проведения единой государственной водной политики.
Эксперт подчеркнул, что новый законодательный акт, предусматривающий учреждение водохозяйственного совета, будет способствовать усилению комплексного и межотраслевого подхода в управлении водными ресурсами, нацелен на внедрение в водное хозяйство принципов рыночной экономики и государственно-частного партнерства (ГЧП), повышение ответственности водопользователей.
Представитель ИСМИ также отдельно остановился на значительной активизации сотрудничества государств Центральной Азии в водной сфере, мерах по совершенствованию деятельности Международного фонда спасения Арала, проработке регионального соглашения о рациональном использовании водных ресурсов.
Отмечалось, что для эффективной координации действий в данном направлении в регионе поддерживается и расширяется водно-климатический диалог, в Ташкенте создан Центрально-азиатский университет изучения окружающей среды и изменения климата, впервые приняты Региональная программа «Зеленая повестка» для Центральной Азии и Региональная стратегия по вопросам адаптации к изменению климата.
По мнению эксперта, сегодня Центральная Азия, по сути, превращается в хаб водно-климатической дипломатии, активно вовлекается в глобальный диалог по вопросам изменения климата. В частности, с его слов, в 2025-2028 годах в странах Центральной Азии пройдут пять масштабных форумов под эгидой ООН, посвященных водно-климатической проблематике.
Рассуждая о дальнейших перспективах развития сотрудничества в водной сфере, эксперт выделил несколько перспективных направлений:
Во-первых, по мнению А.Неъматова, государства Центральной Азии имеют глубокое понимание проблем в водохозяйственной сфере, масштабные планы по их решению. В то же время сегодня наиболее приоритетной задачей является привлечение финансирования в водный сектор. Ссылаясь на данные ЕАБР, эксперт указал, что в ближайшие шесть лет инвестиционный дефицит только на вододеление Центральной Азии достигнет приблизительно $12 млрд или $2 млрд/год, что значительно больше чем в предыдущие 15 лет, когда на эти задачи были МФИ были выделены $4 млрд.
В условиях оттока инвестиций из развивающихся стран это большой вызов, отметил представитель ИСМИ и подчеркнул важность разработки и внедрения в Центральной Азии инструментов «синего» финансирования, изучения и распространения наилучших практик вовлечения частного капитала и финансового рынка в инвестирование в водно-климатические проекты, стимулирования развития механизмов государственно-частного партнерства и аутсорсинга в водохозяйственной сфере, задействование в полной мере внутренних резервов.
Во-вторых, как отметил эксперт, для выработки научно обоснованных решений в рассматриваемой сфере важен точный диагноз касательно влияния изменения климата на водные ресурсы Центральной Азии в долгосрочной перспективе. В этой связи, с его слов, необходимо формирование общей региональной научно-исследовательской платформы, единой базы-данных и скоординированного проведения комплексных трансграничных исследовательских работ на основе междисциплинарного подхода.
В-третьих, по убеждению представителя ИСМИ, особую актуальность обретает создание в Центральной Азии общего образовательного пространства в водной сфере.
По оценкам специалистов, в 2035-2040гг. ожидаемая потребность в специалистах для водного хозяйства ЦА может составить около 180-200 тыс. чел. «В этих условиях ключевой задачей становится совершенствование национальных образовательных программ и стандартов обучения специалистов водного профиля», — подчеркнул А.Неъматов.
С его слов, созданный в 2023 г. Указом Президента Узбекистана Центрально-Азиатский университет изучения окружающей среды и изменения климата, а также Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, входящий в Топ-500 признанных вузов в мире, могли бы стать локомотивами такого процесса.
Было подчеркнуто, что совместные образовательные программы способствовали бы не только повышению научного потенциал наших стран, но и укреплению в перспективе доверительного взаимодействия специалистов в области водного хозяйства.
В-четвертых, отмечена востребованность выработки оперативных и адекватных мер реагирования на экстремальные погодные явления, засухи, осадки и селевые потоки.
По словам А.Неъматова, Центральная Азия наиболее остро ощущает на себе последствия изменения климата, сталкивается с увеличением экстремальных погодных явлений, что влияет на экзистенциальные основы жизнедеятельности наших государств.
Наряду с этим в последние годы наблюдается новая тенденция – залповые ливни, которые приводят к затоплению, наводнению и возникновению селевых явлений.
В этих условиях подчеркнута необходимость не только глубокого изучения последствий этих явлений, но и формирования региональной системы прогнозирования, предупреждения, раннего оповещения и совместного реагирования на стихийные бедствия и экстремальные климатические явления.
В-пятых, эксперт акцентировал внимание на важности широкого внедрения передового опыта повышения эффективности и продуктивности водопользования, особенно в сельском хозяйстве, которое сегодня потребляет более 90% водных ресурсов региона
А.Неъматов отметил, что, по данным международных организаций, до 2050 года ожидается уменьшение водных ресурсов в бассейне Сырдарьи – до 5%, в бассейне Амударьи – до 15%, а к 2100 году они могут уменьшиться на 30% и 40% соответственно.
По убеждению представителя ИСМИ, выходом из этой тяжелой ситуации может стать широкое внедрение водосберегающих технологий.
«Главная задача – это создание действенных механизмов трансфера технологий водосбережения, способных обеспечить практическое внедрение лучших практик эффективного использования водных ресурсов и управления ими, сокращения их нерационального потребления. Это позволит нам получить максимальную выгоду от имеющейся водохозяйственной инфраструктуры», — считает А.Неъматов.
В-шестых, как указал эксперт, сегодня значительно актуализировались вопросы совершенствования механизмов учета воды и её распределения.
По мнению представителя ИСМИ, в настоящее время учет воды трансграничных рек ЦА ведется автоматизированными гидропостами, количество которых ограничено и не позволяет получать полную информацию об использовании воды на всех участках рек.
Данное обстоятельство, полагает эксперт, препятствует получению фактических и достоверных данных по всей протяженности Амударьи и Сырдарьи, что затрудняет осуществление эффективного управления трансграничными водными ресурсами.
«Необходимо увеличить количество автоматизированных гидропостов для учета стока Амударьи и Сырдарьи, внедрять новые технологии контроля использования водных ресурсов и эффективного управления водораспределением для нужд сельского хозяйства и энергетики», — заключил А.Неъматов.
https://nuz.uz/2024/12/03/vodnaya-diplomatiya-i-klimaticheskie-vyzovy-strategiya-uzbekistana-i-regiona/
|
< Пред. | След. > |
---|