Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Адаптация к изменению климата в Центральной Азии: совершенствование норм и принципов водопользования как условие для привлечения инвестиций
Адаптация к изменению климата в Центральной Азии: совершенствование норм и принципов водопользования как условие для привлечения инвестиций Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
21.05.2024

Для современных инвесторов «зеленая» составляющая проекта очень важна. Соответствие принципам устойчивого развития – одно из важнейших условий для положительного решения о вложении денег. Именно к этой мысли подводили свою аудиторию участники Конференции по вопросам изменения климата и адаптации, проходившей в Ташкенте с 6 по 7 мая. Однако нельзя стать «зеленым» бизнесменом в одиночку. Устойчивое развитие в условиях изменения климата требует сотрудничества на всех уровнях – международном, государственном и локальном. Особенно ясно это можно увидеть на примерах, связанных с рациональными управлениям водными ресурсами. 

Темы докладов и дискуссий определил проект ПРООН/ЗКФ/Узгидромета «Национальный адаптационный план (НАП), направленный на наиболее уязвимые к изменению климата секторы экономики и регионы, для продвижения средне- и долгосрочного планирования адаптационных мер и действий в Узбекистане». Мероприятие состояло из панельных секций, посвященных общим закономерностям изменения климата, национальным адаптационным вопросам и зеленым финансам, а также из специализированных секций, участники которых концентрировались на положении дел в определенных отраслях.

Основная характеристика изменения климата в наши дни – это рост среднегодовой температуры. Последствия подъема температуры многообразны и весьма плачевны. Во-первых, это учащение и усиление стихийных бедствий, засух, тепловых волн, песчаных и пыльных бурь, селей и наводнений, вызываемых более быстрым таянием снега весной. Во-вторых, падение урожайности сельскохозяйственных культур. В-третьих, климатическая миграция.

На панельных секциях конференции не раз подчеркивалось, что ни одна страна не может решить проблему последствий изменения климата в одиночку. К примеру, Туркменистан почти полностью (на 95%) зависит от рек, которые берут начало на территории Таджикистана и Кыргызстана. Ледники на территории этих стран страдают от последствий пыльных бурь, которые могут зарождаться в том числе на территории Казахстана и Узбекистана. Это в свою очередь значит, что усилия этих стран по закреплению песков и замедлению ветров при помощи лесопосадок способны в свою очередь ощутимо замедлить эти разрушительные процессы.

Из-за подобных тесных связей адаптационные планы стран Центральной Азии в идеале должны учитывать друг друга. Поэтому на конференции о своих национальных подходах к смягчению последствий изменения климата рассказывали представители Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.

Конечно, вряд ли получится воссоздать Аральское море в том виде, в котором оно существовало полвека назад, тогда, когда оно смягчало климат, избавляя жителей Узбекистана от экстремальных перепадов температуры – слишком сильной жары летом и слишком сильного холода зимой. Однако уже сама попытка превратить высохшее дно Аральского моря в оазис может значительно улучшить ситуацию. Как отметил один из докладчиков, уже сейчас благодаря лесопосадкам частота пыльных бурь в Нукусе снизилась на десять процентов.

Изменение климата идет в разных регионах мира и даже в разных регионах отдельных стран неравномерно.

К примеру, в Центральной Азии температура растет быстрее, чем в среднем по миру. При этом как отмечалось на конференции, есть в Узбекистане регионы сильнее других страдающее от изменения климата – Каракалпакстан, Бухара и Андижан.

Ситуация в других регионах страны особенно в предгорьях не столь драматична, но это благополучие может оказаться временным.

«Не стоит думать, что это проблемы только, например, Каракалпакстана. Если ничего не предпринимать, то же самое в конце концов будет и здесь, в районе Ташкента», – подытоживает консультант IFC World Bank Group Амур Джалилов.

Дело, однако, не только в предотвращении угроз. Для дальнейшего развития нужно осмыслить последствия изменения климата не только в сфере экологии, но и для экономики. К примеру, рост среднегодовой температуры и учащение засух ведет к тому, что некоторые территории становятся непригодными для прежних форм сельского хозяйства или даже для сельского хозяйства вообще. При этом нельзя просто бросать поля и пастбища на произвол судьбы, если на соответствующим территориях больше невозможно заниматься традиционным для него земледелием и скотоводством.

В противном случае на их место придет пустыня. Значит их нужно заменить чем-то другим.

Может показаться, что подобные решения и проекты дело государственных деятелей, дипломатов, столичных экспертов, не касающихся «простых», «маленьких» людей на местах. Однако на самом деле без их вовлечения в работу успех мероприятия будет в целом весьма проблематичным.

На секции, посвященной управлению водными ресурсами это становилось все очевиднее с каждым выступлением и каждой репликой, хотя разговор начался с крупной темы – проекта по управлению водой в бассейне реки Зарафшан, о котором рассказал Ойтюре Айнурбеков из компании Caritas.

Согласно плану, меры должны применяться комплексно. Во-первых, при помощи капельного орошения достигается снижение расхода воды в бассейне реки Зарафшан непосредственно в процессе орошения. Во-вторых, при помощи автоматических метеостанций, регистрирующих температуру воздуха, количество осадков и влажность почвы, определяется потребность каждого хозяйства в воде, чтобы избежать нехватки или перерасхода.

Для обмена данными и совместного принятия решений планируется создание специального совета потребителей воды реки Зарафшан.

Таким образом, через сотрудничество с широкими кругами лиц, принимающих решения, авторы проекта надеются снизить интенсивность работы насосных станций, обслуживающих каналы Аму Бухара и Аму Кашкадарья, а вместе с ней и углеродный след, неизбежный при использовании машинного орошения.

Впрочем, как заметил докладчик – этому обмену информацией должна предшествовать серьезная предварительная аналитическая работа – пересмотр нормативов водопотребления, которые устанавливались еще в советские времена, когда несколько иными были и климатические условия, и сельскохозяйственные технологии, и, соответственно, пространственное распределение сельскохозяйственных культур. В самом деле, если мы все еще говорим о водной эрозии, значит где-то долгое время имел место избыточный расход воды.

Открытый формат полностью оправдал себя. С мест прозвучали очень важные ремарки о необходимости создания трансграничных советов потребителей воды, ведь реки в Центральной Азии чаще всего текут через несколько стран, а также об острейшей потребности в колледжах, где готовились бы кадры для управления водными ресурсами на местах, чтобы в странах Центральной Азии формировалась не только столичная, но и региональная гидрологическая экспертиза.

Также определенную озабоченность вызвало несанкционированное и часто чрезмерное использование грунтовых вод частными лицами.

Наконец, как отмечали участники, связи внутри экспертного сообщества стран Центральной Азии налажены плохо. При всей прогрессивности той работы, которую проводят международные организации, зачастую специалисты, работающие в одной и той же сфере, но в разных проектах могут в итоге так и не узнать о существовании друг друга.

Именно поэтому так полезны мероприятия подобные состоявшейся конференции по вопросам изменения климата и адаптации. Возможно, в будущем стоило бы подумать об информационной платформе, где самые содержательные и яркие моменты подобных дискуссий станут доступны еще более широкой аудитории.

https://anhor.uz/ekologiya/adaptation/

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo