Солнце выходит в лидеры, гидроэнергетика уходит в тень |
Написал Iskander Beglov | |
18.04.2024 | |
Свежая статистика по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) окончательно определяет гидроэнергетику как отрасль-аутсайдер в сфере низкоуглеродной энергетики. Безусловное лидерство перешло к солнечной электрогенерации. Эксперты международной экологической коалиции «Реки без границ» (Rivers without Boundaries) отмечают актуальность новых статистических выкладок для выбора стратегии развитии электроэнергетики в странах Центральной Азии.
Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA) выпустило «Сборник статистических данных о генерирующих мощностях, работающих на основе ВИЭ 2024 г.» (Renewable capacity statistics 2024). Главный вывод общемировой статистики по ВИЭ весьма показателен: за прошедший 2023 год солнечная фотовольтаика вырвалась в лидеры среди всех видов возобновляемых источников энергии, и теперь ее доля составляет 37% всего мирового парка ВИЭ. Гидроэнергетика, которая была в лидерах в течение предыдущего века, осталась позади.
Смена лидера произошла на год раньше, чем ожидалось, поскольку 2023 год поставил новый рекорд по развертыванию возобновляемой генерации: за год по всему миру было введено 473 гигаватта (ГВт) возобновляемых источников энергии, а суммарная мощность ВИЭ мира достигла 3870 ГВт. На долю ВИЭ пришлось 86% новых электроэнергетических мощностей, которые были введены в строй в 2023 году.
К сожалению, рост возобновляемой генерации неравномерен в разных частях земного шара: так, Китай за прошедший год ввел 297 ГВт ВИЭ, а все страны Африки – лишь 2,7 ГВт.
«Такой разрыв объясняется не только бедностью развивающихся стран, но и несовершенным планированием и управлением национальными энергосистемами, ведущим к хроническому отставанию в развитии, – подчеркивает международный координатор экологической коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов. – Чиновники таких стран часто консервативно опираются на развитие какого-то одного источника ВИЭ, хотя это очевидно противоречит задачам устойчивого развития».
В качестве примера эксперт приводит Кыргызстан, где глава государства недавно призвал не бояться увеличить национальный долг до 15 миллиардов долларов США (это больше чем весь ВВП страны), чтобы построить гигантскую Камбаратинскую ГЭС-1, а также каскады гидроэлектростанций на всех крупных реках республики. В Таджикистане строительство одной-единственной Рогунской ГЭС растянулось на полвека, став заменой национальной идеи, а стоимость возведения ГЭС превысила весь ВВП страны. Примечательно, что и Кыргызстан, и Таджикистан уже получают от старых советских ГЭС 80-90% всей производимой в стране электроэнергии, но страдают от сезонного энергодефицита, обусловленного неравномерностью стока рек – и эта неравномерностью усугубляется год от года из-за изменения климата.
«Чтобы развитие стран Центральной Азии не забуксовало, необходимо вылезти из проторенной колеи и начать комплексно развивать диверсифицированные энергетические системы на основе наиболее экономически эффективных технологий, – уверен региональный директор экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов. – Сейчас новые ГЭС как производители дешевой энергии проигрывают конкуренцию солнечным и ветровым станциям, строительство которых обходится в 2-4 раза дешевле, занимает в 3-9 раз меньше времени и сопряжено с куда меньшими социальными и экологическими проблемами».
Действительно, согласно последним статистическим данным от IRENA, в 2023 году в мире введена в строй рекордно маленькая мощность ГЭС – около 7 ГВт в 30 странах. Это составило ничтожные полтора процента от всего годового прироста ВИЭ. Таким образом, гидроэнергетика постепенно сходит с мировой энергетической сцены: с 2014 года ежегодный ввод мощностей ГЭС в мире уменьшился в шесть раз, а в Китае – мировом лидере по строительству ГЭС – объем ввода новой гидрогенерации уменьшился в десять раз.
https://rivers.help/n/2842
|
< Пред. | След. > |
---|