Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Проект «Яшил макон» и «зеленая» экономика вносят значимый вклад в борьбу с глобальным изменением климата
Проект «Яшил макон» и «зеленая» экономика вносят значимый вклад в борьбу с глобальным изменением климата Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
19.10.2023

В рамках борьбы с глобальными изменениями климата мировое сообщество приняло программу по удержанию роста температуры планеты на уровне 1,5 градуса. Она включает в себя ряд таких задач, как резкое сокращение выбросов углекислого газа (СO2) в результате использования угля и газа, полный переход на альтернативную энергетическую систему к 2050 году, предотвращение деградации лесов и земель.

Программы создания зеленых насаждений особенно важны для сокращения выбросов СO2, учитывая важность лугов и лесов. Однако, принимая во внимание высокую способность удерживать тепло газа СO2 в атмосфере, будет непросто сохранять прирост температуры планеты ниже двух градусов. Для решения этой проблемы необходимо сосредоточиться на целевом и плановом сокращении выбросов СO2. Для достижения этой цели желательно к 2100 году поглотить 500 млрд тонн газа СO2 из атмосферы, что ставит перед нами обязательство поглощать 6,5 млрд тонн газа в год.

Важным шагом в достижении этих целей являются сохранение и защита пастбищ и лесов, ледников, в результате чего в год может быть поглощено не менее четырех млрд тонн газа СO2. В то же время программы озеленения, направленные на посадку деревьев и уход за ними, а также создание парков и лесов, позволяют ежегодно поглощать пять-шесть млрд тонн СO2.

Продвигая общенациональный проект «Яшил макон», мы боремся с изменением климата, сокращая выбросы углекислого газа в атмосферу как «природное решение», одновременно осуществляя посадку деревьев. Все полагают, что кампании по посадке зеленых насаждений, проводимые правительствами, различными организациями и партиями, должны принести большие результаты. При создании новых рощ и лесов в большинстве случаев мы все считаем стратегическим шагом защитить деревья от травоядных животных и максимально не допускать их на луга, в рощи и леса. Наша концепция едина и проста - животные повреждают деревья и в результате разрушают наш план по достижению экологической чистоты (в основном снижение содержания углекислого газа в воздухе).

Конечно, посадка деревьев, создание садов и лесов очень важны, но этого недостаточно для ликвидации последствий изменения климата и экологической трагедии. Последние исследования в области экологии показывают, что подходить к проблеме только с точки зрения восстановления и сохранения флоры в корне неверно. Роль животных на пастбищах и в лесах несравненна в достижении полной экологической чистоты, то есть в снижении содержания СO2 в нашей атмосфере. Как? Давайте остановимся на этом.

При высадке саженцев мы забываем, что основная проблема в том, что большинство деревьев засыхает и погибает. Гибель всходов часто объясняют недостатком осадков, воды, неплодородностью почвы. Но как объяснить то, что 50 процентов деревьев, посаженных с целью восстановления лесов в тропических и субтропических регионах с постоянными осадками (это факт, подтвержденный научными исследованиями), засохнут? Или как насчет того, что 70 процентов из 850 000 придорожных саженцев в Великобритании на расстоянии более 40 километров погибают в течение трех лет после посадки? В чем же главная проблема?

Во-первых, чтобы деревья при посадке имели единую форму, используются практически одинаковые саженцы. Если они будут поражены заболеванием, погибнут все. Во-вторых, и это самое главное, на плантации не допускаются животные, которые в значительной степени способствуют здоровому росту деревьев. В результате флора остается без естественных «чистильщиков». Так сказать, одностороннее развитие создает «нездоровую» внут­реннюю конкуренцию. В итоге сами условия способствуют появлению очагов болезней и снижают жизнеспособность деревьев.

Дело в том, что деревья не могут расти в одиночку. Здоровое и экологически эффективное взаимодействие с животными они развивают только в сложной экосистеме. Во-первых, в результате равного распределения плодов и семян деревьев по всему экоареалу создается здоровая окружающая среда за счет снижения давления внутренней конкуренции за воду, пищу и солнечный свет вокруг стволов деревьев. Во-вторых, в результате снабжения экоареала органическими удобрениями животными нарушается баланс почвенной зоофауны и микробиоты, особенно вредных насекомых и микроорганизмов. Так, здоровая флора эффективно снижает выбросы СO2, как и предполагалось.

В результате борьбы с загущением древостоев животными, постоянной очистки лугов от сухой биомассы предотвращается выброс тонн СO2 в атмосферу при крупных лесных пожарах. Также вытаптывание пастбищной почвы животными не позволяет возникать песчаным бурям. В результате слой растительности на большой площади помогает избежать внезапной гибели растительного слоя. Животные на пастбищах вблизи высоких снежных слоев гор расшатывают слои снега и ледников. В итоге это в значительной степени способствует уменьшению весенних паводков за счет замедления процесса таяния.

Недавние исследования, проведенные американскими учеными под руководством Освальда Шмидта в лесах Гайаны, показали: при градиенте от 10 до 70 видов деревьев на 100 квадратных метров запасы углерода в деревьях и почве увеличились в 3,5-4 раза, при градиенте от 5 до 35 видов млекопитающих в этом же регионе запасы углерода в деревьях и почвах на выборочных участках увеличились в четыре-пять раз.

Это процесс, связанный с ускорением углеродного цикла за счет оживления экосистемы животными, затрагивает многие аспекты лесной экосистемы. Например, экосистема Серенгети в Танзании - старейшая и лучше всех сохранившаяся на Земле. Навоз антилоп гну, обитающих в природе, содержит необходимый растениям углерод, и насекомые перезакапывают его под землю. Стада крупных животных уплотняют снег, сохраняя почву в замершем состоянии, что не дает метану выходить наружу. Это увеличивает отражательную способность равнины от солнца и обеспечивает низкую температуру окружающей среды. Когда киты и другие крупные морские животные умирают, они уносят с собой углерод на дно океана. Уменьшая конкуренцию растений за счет питания слонов, он способствует распространению семян и повышению плодородия почвы.

Согласно исследованию, такие виды и группы животных, как рыбы, киты, акулы, серые волки, антилопы гну, морской бобр, африканский слон, американский бизон, ежегодно удаляют из атмосферы в общей сложности 6,41 млрд тонн углекислого газа. Это означает, что 95 процентов от общей годовой нормы в 500 млрд тонн углекислого газа должны сократиться в атмосфере к 2100 году за счет восстановления данных видов животных.
Вернемся в Серенгети. Дивиденды от создания динамичных ландшафтов и морских пейзажей иллюстрируются 1,2 млн антилоп гну Серенгети, которые все еще обитают в Африке. Эта популяция ежегодно мигрирует по саванно-лесистому ландшафту площадью 25 000 км2 в поисках пышной растительности, созданной сезонно и пространственно изменяющимися осадками. Во время миграции антилопы гну потребляют большое количество углерода на пастбищах и возвращают его в виде навоза, который насекомые переносят в почвенные хранилища.

В начале ХХ века эта динамика была остановлена, когда популяция антилоп гну упала до 300 000 животных: они были уничтожены болезнью чумы крупного рогатого скота, передаваемой от домашнего скота. Увеличение количества стоящей травы способствовало более частым и интенсивным лесным пожарам, которые высвобождали углерод, хранящийся в биомассе на 80 процентах ландшафта, что сделало Серенгети чистым источником атмосферного CO2. Сейчас Серенгети хранит на 4,4 млн тонн CO2 больше, чем когда популяция антилоп гну была на самом низком уровне. Возрождение других видов может помочь избежать выбросов углекислого газа, вызванных пожарами, особенно в ландшафтах с теплым климатом, преобладанием травы и промежуточным количеством осадков.

Есть и другие положительные стороны восстановления дикой природы. В июне прошлого года бизонов завезли в лес Вест-Блинн в графстве Кент (Великобритания). Всего пять животных проложили тропинку в лесу и позаботились о том, чтобы солнечные лучи проникли в темную чащу. Это положительно сказалось на росте новых растений. Бизоны также способствовали сокращению численности рододендрона, когда-то импортированного из тропиков, который вытесняет местные растения и в период с 2015 по 2022 годы причиняет ущерб Великобритании в один миллион фунтов стерлингов.

Конвенция ООН REDD+ об изменении климата направлена на предотвращение лесных пожаров и сохранение выбросов углерода в развивающихся странах. Тем не менее фауна этих территорий уничтожается охотниками. В результате цели проектов могут быть не достигнуты…

Согласно настоящей конвенции, страны-участницы к 2030 году должны защитить 30 процентов своей суши и океанов. Это, конечно, неплохое начало, но в конвенции конкретно не упоминается необходимость участия как растений, так и животных. Если охраняемые территории малы и находятся далеко друг от друга, животные не могут выполнять свою важную функцию в окружающей среде. В результате мы сталкиваемся с риском того, что углеродный цикл не будет восстановлен.

Конечно, восстановление дикой природы не является универсальным решением. Если мы хотим сохранить биоразнообразие и сделать нашу землю здоровой, в первую очередь мы не должны загрязнять ее. Для восстановления природных условий необходим особый подход к каждому виду животных, региону и местным условиям. Но задача ясна - мы должны использовать все возможности флоры и фауны, ведь результаты полученных новых знаний и исследований обеспечивают эффективность программ озеленения и «зеленой» экономики, обозначенных Президентом Узбекистана.

https://yuz.uz/ru/news/proekt-yashil-makon-i-zelenaya-ekonomika-vnosyat-znachimy-vklad-v-borbu-s-globalnm-izmeneniem-klimata


 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo