Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Экономика эпохи водного дефицита
Экономика эпохи водного дефицита Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
20.04.2012
В последнее время резко возросла напряженность в отношениях между целым рядом стран Центральной Азии. Например, конфликт между Таджикистаном и Узбекистаном обострился настолько, что эксперты стали обсуждать возможность вооруженного столкновения между этими странами. Как известно, одним из ключевых дестабилизирующих факторов в этом регионе является дисбаланс в распределении важнейшего ресурса, определяющего само понятие «жизнь» на планете Земля, — воды.

Постоянно возрастающее потребление пресной воды (напрямую зависящее от роста численности населения Земли) все ближе подводит нас к той границе, за которой вода становится важнейшим и при этом дефицитным стратегическим ресурсом, способным влиять на развитие мировой экономики. А следовательно, и на социально-политическую ситуацию как в отдельных странах, так и на всей планете в целом.

Нынешнее поколение уже вынуждено жить в условиях почти повсеместного нарастания водного дефицита. Если в настоящее время, согласно данным ООН, на каждого жителя Земли приходится в год 750 куб. м пресной, допустимой к использованию воды, то к 2050 году цифра уменьшится до 450 куб. м. Это означает, что 80% стран мира окажется в зоне опасного дефицита водных ресурсов. В наиболее критичной ситуации окажутся Юго-Восточная и Центральная Азия, Ближний Восток, Северная Африка.

Сегодня все большее число стран начинает принимать срочные меры по предотвращению водного кризиса. Однако, несмотря на столь явное значение воды как важнейшего стратегического ресурса, в рамках мировой финансово-экономической системы до сих пор не созданы условия для возникновения и устойчивого развития рынка пресной воды.

Несмотря на то что целый ряд стран уже закупает воду в промышленных масштабах (Израиль, Иордания, Ливан, Саудовская Аравия, Сингапур и др.), мирового рынка воды сегодня нет. А главное — нет четкого понимания того, сколько же стоит вода и где ее можно при необходимости купить? Вместе с тем не вызывает сомнений, что в самом ближайшем будущем эта проблема будет решена: необходимая инфраструктура и юридическое обеспечение рынка воды будет создано, так как проблема уж слишком серьезная.

По своей природе рынок воды во многом близок рынку нефти. При этом, подобно тому, как инфраструктура рынка нефти в ХХ веке стала использоваться мировой элитой в качестве инструмента управления мировой экономикой, инфраструктура рынка воды будет использоваться ею же для управления миром в XXI веке.

Объем рынка воды может исчисляться сотнями миллиардов долларов, из которых, по некоторым оценкам, не менее четверти может быть освоено Россией. Что в свою очередь может стать веским обоснованием для формирования в нашей стране мировых финансовых центров. Это позволит принципиально по-иному подойти к планированию бюджета страны и существенно ускорить сроки модернизации российской экономики.

Для России, как страны, обладающей наиболее крупными мировыми запасами пресной воды, крайне важно, чтобы создаваемая инфраструктура водяного рынка отвечала стратегическим целям российской внешней и внутренней политики. И для достижения приоритета в этой области необходимо действовать безотлагательно.

В настоящее время для реализации такого проекта складываются благоприятные условия: мировая элита занята проблемами восстановления мировой экономики после кризиса, и у России появляется шанс первой выступить с инициативой по формированию цивилизованного рынка воды.

Наиболее привлекательным в этом плане является регион Центральной Азии, где недостаток воды является важнейшим геополитическим фактором эскалации межгосударственных конфликтов, уже приводящих к открытым столкновениям. Москва вполне могла бы выступить в регионе в качестве третьей стороны, предложившей формат взаимодействия в рамках цивилизованных рыночных отношений при решении проблемы дефицита воды.

России исторически принадлежит бренд, определяющий стандарт питьевой воды, — это вода из озера Байкал, содержащего более 20% запасов пресной воды всей планеты. Питьевая вода «Байкал» вполне может стать первой маркой на мировом рынке воды, подобно тому, как на рынке нефти используются марки Brent, WTI и Urals.

Для начала успешной реализации проекта в России уже существуют элементы необходимой инфраструктуры — заложены основы формирования Международного финансового центра, проведена консолидация российских бирж. Сегодня необходимо выработать стандарты на воду как биржевой товар, отработать механизмы поставки соответствующих объемов приобретенной воды и сформировать соответствующее юридическое обеспечение водяного рынка.

Опыт показывает, что подобного рода задачи вполне решаемы, просто они требуют приемлемых ресурсов и времени. В случае успеха Россия получит мировой приоритет в формировании рынка воды и операционную фору в несколько лет, пока ведущие мировые игроки не выйдут на этот рынок.

Возможную прибыль бюджета страны от реализации подобного проекта сегодня достаточно трудно оценить в цифрах, но это никак не меньше нескольких миллиардов долларов в год, при том, что затраты на старт проекта минимальны.

Источник: www.mn.ru

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo