Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Энергетическая политика Кыргызстана—2022: Переломный год выхода из энергетического кризиса и обеспечения энергетической безопасности страны
Энергетическая политика Кыргызстана—2022: Переломный год выхода из энергетического кризиса и обеспечения энергетической безопасности страны Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
31.01.2022

Основным событием 2021 года на глобальном уровне стал рост мировых цен на ископаемое топливо: нефть, газ, уголь. Локдауны, введенные правительствами большинства стран мира под предлогом пандемии коронавируса, примерно на 20% обвалили спрос на энергоресурсы в 2020 году, на что производители ответили сокращением производства и падением инвестиций. Как только в 2021 году спрос стал расти, выявился относительный дефицит топлива.

Ситуацию усугубила политика развитых стран и Китая по отказу от угля в пользу газа под давлением политики отказа от углеродов. Поставщики СПГ не смогли полностью закрыть потребности рынка и цены на спотовые поставки СПГ улетели за $1000 за тыс. куб. м. Цена на СПГ на нидерландской бирже TTF выросла практически в 10 раз.

Что же произошло у нас? Президент КР в новогоднем обращении отметил, что 2021 год был не простым: пандемия и введенные карантины; работа и учеба в онлайн режиме, выполнялись социальные обязательства по повышению пенсии, зарплат и социальных пособий, введение новых тарифов на электроэнергию и теплоэнергию, отменены лимиты для горных населенных пунктов по электроэнергии до 1000 кВт.ч, о необходимости решения и о задачах по рациональному использованию водно-энергетических ресурсов с соседними государствами.

В энергетике, кроме этого, в начале 2021 года президентом КР впервые было отмечено, что страна находится в энергетическом кризисе и сказано о необходимости повышения тарифов на электроэнергию. Ушедший 2021 год хорошо запомнился стремительным ростом цен на бензин с 35,91 до 59,22 сома к концу декабря, а марки Аи-95 — с 37,78 до 64,71 сома.

Самым решающим выступлением президента КР было выступление на заседании Совета безопасности КР 26 ноября 2021 года. При рассмотрении вопроса энергетической безопасности страны он обозначил основные проблемы отрасли и отметил, что энергетический сектор в настоящее время находится в глубоком кризисе. В течение 30 лет бывшие руководители не отдавали должное возникшим критическим проблемам энергетики и это привело нас к сегодняшней ситуации — мы можем в любой момент оказаться на грани энергетического коллапса.

Так вот 25 января страна оказалась на грани энергетического коллапса. Все потребители ощутили на себе, что значит оказаться отключенными от электрической энергии. Благо, авария случилась не на наших энергетических объектах, а в энергокольце 500 кВ Объединенной энергосистемы Центральной Азии. Причины выясняются и идет восстановление электроснабжения и в Казахстане, и в Узбекистане, и у нас в Кыргызстане. Нанесенный экономический ущерб колоссальный, так как это отражается не только на бытовом уровне, но и на промышленном и транспортном секторах. Также это удар по отраслям непрерывного цикла, электронике и информационно-технологическим средствам, с помощью которых осуществляется координация по управлению экономическими процессами (таможня, аэропорты, больницы и т.д.).

Каковы же перспективы предупреждения угроз энергетической безопасности? В настоящее время у всех на слуху энергетическая безопасность. В связи с чем уточняем само понятие.

По мнению ученых стран СНГ выработано следующее определение: «Энергетическая безопасность — это состояние защищенности страны(региона), ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Указанное состояние защищенности страны соответствует: в повседневных нормальных условиях обеспечению в полном объеме потребностей в топливно-энергетических ресурсах(ТЭР) требуемого качества по экономически приемлемым ценам, при чрезвычайных ситуациях — гарантированному обеспечению минимально необходимых потребностей».

Нарушение этих условий защищенности приводит к угрозе национальной безопасности. Все это определяет особую значимость осознания проблем ЭБ и выработки мер по ее обеспечению путем разработки доктрины ЭБ (ДЭБ) — это государственный документ, включающий систему положений, принципов и механизмов обеспечения надежного функционирования энергетики страны в целях устойчивого развития экономики и социальной стабильности в обществе.

Государственная энергетическая политика должна обеспечить проведение мониторинга состояния энергетической безопасности (ЭБ) страны и регионов. С этой целью в Доктрине энергетической безопасности утверждаются в законодательном порядке системы количественных и качественных индикаторов и определение их пороговых (предельно допустимых) значений.

Система показателей охватывает все процессы производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии, теплоэнергии, топлива всех видов. В проекте ДЭБ должны быть приведены основные угрозы энергетической безопасности экономического характера, а также социально-политического, внешнеэкономического, внешнеполитического, техногенного и природного характера.

Меры защиты от угроз объединяются в две группы. Первая — это превентивные меры, направленные на снижение возможностей возникновения и реализации угрозы, а также снижающие восприимчивость системы топливо- и энергоснабжения к таким угрозам. Вторая — это ликвидационные меры, обеспечивающие ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций(ЧС) и восстановление условий топливо- и энергоснабжение потребителей.

Реализация мер требует создания нормативно-правовой основы и принятие закона «Об энергетической безопасности». На основе законодательства должны быть определены исполнительные органы, ответственные за формирование нормативов энергобезопасности, их мониторинг и регламент деятельности в данной сфере.

Проблемы энергобезопасности актуальны для всех стран, как импортеров, так и экспортеров энергоресурсов. Для стран-импортеров — это угроза экономической недоступности ТЭР при росте мировых цен на них и угроза перебоев в работе транспортных коммуникаций (политических, технологических, террористических). Для стран-экспортеров — это угроза сокращения экономически рентабельных ТЭР, угроза попадания национальных ресурсов и энергохозяйства в руки транснациональных корпораций, угроза конкуренции с другими странами-экспортерами.

Реализация задач, поставленных Советом безопасности, по перспективам развития энергетики отражена в Национальной программе КР до 2026 года. Принят пятилетний план мероприятий Кабинета министров КР по реализации Национальной программы развития КР до 2026 года, включающего в себя структурные изменения в экономике, реализацию крупных инвестиционных проектов, в том числе в энергетике. В качестве основной задачи Кабинета министров поставлено предотвращение и минимизация влияния кризисных проявлений. Здесь надо бы усилить задачи антикризисными мерами в энергетике.

На Совете безопасности объявлена необходимость организационной реформы в энергетическом секторе Кыргызстана. Национальный энергохолдинг, объединяющий в себе как генерирующие, так и распределительные компании, намерен сократить их количество вдвое — с 14 до 7.

По данным Нацэнергохолдинга, будут объединены следующие компании:

- ОАО «Электрические станции» и ОАО «Бишкекские тепловые сети»;

- ОАО «Национальные электрические сети Кыргызстана» (НЭСК) и четыре распределительные компании: ОАО «Северэлектро», ОАО «Востокэлектро», ОАО «Ошэлектро» и ОАО «Жалалабатэлектро».

Слияние распределительных компаний с НЭСК состоится в два этапа. В первую очередь намечено объединение распределительных энергетических компаний в одно акционерное общество. Затем оно будет объединено с «Национальной электрической сетью Кыргызстана» для оптимизации затрат управленческого персонала. Эта широкомасштабная компания и возврат к частичному вертикально-интегрированному управлению, которое было устранено в соответствии с Программой реструктуризации и приватизации энергосектора КР, утвержденной ПКР в 1998 году. Была создана вся нормативно-правовая база и регулятивный государственный орган — Госагентство по регулированию в энергетике в 1996 году, приняты и утверждены законы КР «Об электроэнергетике» (1997 г.) и «Об энергетике» (1996 г). Единственным недостатком в проведении энергетической политики, было то, что правительство отклоняло Среднесрочную тарифную политику КР по обеспечению прибыли энергетическим компаниям с обоснованием повышения тарифов на уровень инфляции в соответствии с мировой практикой.

Из года в год уже на протяжении 20 лет на отчетных годовых собраниях акционеров утверждались отчеты энергетических компаний с убытками и принимались плановые убыточные бюджеты, что не соответствует закону КР «Об акционерных обществах». Это явилось главной угрозой энергетической безопасности страны. Самым слабым звеном в ОАО было отсутствие квалифицированного финансового менеджмента и независимых директоров в составе Совета директоров.

При проведении обоснования объединения энергетических компаний необходимо тщательно провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ЭК и прогноз основных показателей результативности (прибыли и рентабельности), финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности компаний. Необходимо устранить признаки банкротства, особенно в ОАО «Электрические станции», и ликвидировать внутреннее субсидирование убытков:

- из-за высокой стоимости производства электроэнергии и теплоэнергии на ТЭЦ г. Бишкек за счет низкой стоимости электроэнергии на ГЭС;

- из-за средне-отпускного тарифа ниже средней себестоимости электроэнергии для РЭК, НЭСК и других оптовых перепродавцов и потребителей.

Данные расчеты необходимо провести с учетом новой Среднесрочной тарифной политики КР на 2022-2026 годы с ежегодной корректировкой тарифов на инфляцию.

Также необходимо оптимизировать в структуре расходов затраты на покупку электроэнергии НЭСК и РЭК и теплоэнергии БПТС. Необходимо учесть особенность электроэнергии и теплоэнергии, как товара — производство четко совпадает с потреблением и не складируется. То есть затраты на производство электроэнергии и теплоэнергии несет только ОАО «Электрические станции», на передачу по сетям высокого напряжения — НЭСК, низкого напряжения — распределительные компании.

Главным критерием их деятельности должна быть прибыль и дивиденды для акционеров. В противном случае ожидается завышение затрат и неподтвержденные ожидания прибыли в конце отчетного года акционерными компаниями. При получении прибыли энергетические компании будут иметь возможность погашения долгов перед кредиторами и процентов за них, а также формировать собственные средства на развитие. В частности использовать собственные средства на сооружение Камбар-Атинской ГЭС-1, каскада Казарманских и Суусамыр-Кокомеренских ГЭС.

Для обеспечения энергетической безопасности президентом КР на заседании Совета безопасности поставлены 4 задачи Кабинету министров и 11 задач Министерству энергетики КР с выполнением их в кратчайшие сроки.

Для реализации поставленных задач необходимо было бы внедрять в Стратегию среднесрочной тарифной политики экономически обоснованные тарифы, разработать и принять Доктрину энергетической безопасности КР, а также План конкретных мер по годам с необходимыми инвестициями и конкретными исполнителями с учетом инерционности и капиталоемкости энергетических объектов. Ведь приведенный перечень ГЭС к сооружению в Плане мер реализации Национальной программы развития КР на период до 2026 года в кратчайшие сроки не подъемно для страны с учетом необходимых больших объемов капиталовложений. В связи с чем и необходим план конкретных мер по годам их реализации и определение из них первоочередных. В этом плане в первую очередь необходимо сооружение в бассейне реки Нарын Камбар-Атинской ГЭС-1 мощностью 1860 МВт как контррегулятора Токтогульского гидроузла и обеспечения проектного режима работы Токтогульской ГЭС мощностью 1200 МВт. Сроки строительства ГЭС займут 7-8лет. В связи с чем одновременно актуально начать сооружение ГЭС на реке Чаткал и на реке Сары-Джаз в двух разных регионах страны.

При повышении тарифов на электроэнергию появится заинтересованность иностранных инвесторов во вложение средств под строительство новых каскадов ГЭС: Ала-Букинской, Куланакской, Кара-Бууринской.
Однако, необходимо отметить, что на сооружение этих ГЭС потребуется от 5 до 8 лет, поэтому необходимо ускорить сооружение малых ГЭС и ТЭС при угольных месторождениях, а также солнечных и ветроэнергоустановок в сельской местности на основе биотоплива.

При этом прогноз производства электроэнергии по оптимистическому сценарию показал ее рост к 2025 году до 24,28 млрд кВт.ч, к 2030 году — до 26,8 млрд кВт.ч, а к 2040 году — до 34,55 млрд кВт.ч.
При ежегодном росте ВВП на 5% ожидается рост потребности в электроэнергии до 19,26 млрд кВт.ч. к 2025 году, до 21,5 млрд кВт.ч. к 2030 году, до 26 млрд кВт.ч к 2040 году.

Прогноз баланса показывает, что экспорт электроэнергии ожидается на уровне 1,87 млрд кВт.ч к 2025 году, 2,3 млрд кВт.ч. к 2030 году, 4,3 млрд кВт. ч. к 2040 году. Это позволит обеспечить экспорт электроэнергии в объеме 1,7 млрд кВт.ч. по проекту CASA–1000, а также войти в единый рынок электроэнергии ЕАЭС с объемом экспорта около 3 млрд кВт.ч. в год к 2040 году.

При этом темпы роста производства электроэнергии будут опережать темпы роста потребления и, возможно, превысят пороговое значение энергобезопасности по резерву мощности в энергосистеме.
Прогноз спроса на электроэнергию проведен с учетом снижения энергоемкости ВВП ежегодно на 1,5% и позволяет достичь энергоэффективности и устойчивого развития экономики КР.

Данный прогноз развития энергетики до 2030-2040 годов был разработан межведомственной рабочей группой в Министерстве энергетики и промышленности КР, а также Концепция энергетической безопасности КР на перспективу, в подготовке которой я, в качестве эксперта, принимала участие в 2012 году.

Для реализации Концепции был подготовлен и одобрен План действий, где наряду с мерами по ликвидации коррупции и сокращению потерь электроэнергии, была включена мера по разработке Концепции развития энергетики, включая развитие электрических сетей и подстанций.

Во исполнение этого пункта в соответствии с распоряжением министра промышленности и энергетики КР №62 от 30 апреля 2015 года, ровно 6 лет назад, межведомственной рабочей группой, которой я руководила, был разработан проект Концепции развития ТЭК КР до 2030 года и представлен в министерство в ноябре 2015 года.

Однако в декабре 2015 года было расформировано данное министерство и функции энергетической политики были переданы в Министерство экономики КР. В апреле 2016 года было проведено обсуждение проекта Концепции в Минэкономики и с учетом замечаний и предложений было передано в установленном порядке в Аппарат правительства КР.

Далее концепция прошла обсуждение в отделах АПКР с учетом предложений, но после образования в августе 2017 года ГКПЭН была повторно внесена в Аппарат правительства в октябре. Но из-за смены правительства КР рассмотрение документа было отложено.

Повторные внесения в АПКР были в 2019 и 2020 годах, но документ не был рассмотрен на заседании правительства ввиду неоднократной смены премьер-министра КР и некорректного заключения о проекте Концепции вице-премьер-министра, курировавшего энергетику в декабре 2020 года.
Для обеспечения энергетической безопасности и выхода из энергетического кризиса в данном документе были проработаны все те проблемы, на которые сегодня президент КР С.Н.Жапаров обращает внимание:

- анализ причин энергетического кризиса, поиск путей выхода и предупреждение угроз энергетической безопасности,

- сокращение потерь до нормативного уровня (8-10%),

- износ и проблемы обновления основных средств производства.

И самое главное, предлагалось финансовое оздоровление путем введения новой тарифной политики на электро- и теплоэнергию.

Были предложены меры по созданию прибыльной энергетики с возможностью ее технического перевооружения и дальнейшего развития, включая собственные средства из прибыли. Сооружение больших и малых ГЭС, сооружение СЭС и ВЭС и других объектов энергетической инфраструктуры с внедрением АИИСКУЭ и СИП-проводов и кабельных линий.

Самое главное, все обосновывалось прогнозом спроса на энергоносители и топливно-энергетического баланса, а также прогнозом таких показателей энергоэффективности, как энергоемкость ВВП, углеродоемкость ВВП и их сокращение за счет проведения энергосберегащих мер.

Если бы бывшие президенты КР обеспечили привлечение надежных инвесторов в развитие и сооружение перспективных ГЭС, Кыргызская Республика сохранила бы свою ведущую роль в энергосистеме Центральной Азии и в регулировании водно-энергетических проблем и частот в ОЭС ЦА во избежании системных аварий и обеспечения не только энергетической безопасности, но и водной и продовольственной безопасности стран низовья бассейна реки Нарын.

Нынешняя ситуация с маловодьем и ожидаемым сокращением объемов воды до критического уровня является также главной угрозой энергетической и водной безопасности. В связи с чем необходимо принять экстренные меры по предупреждению угроз, а не бороться потом с последствиями колоссальных ущербов экономике и населению.

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo