Утеря позиций стран ЦА в водно-энергетическом регулировании режима работы каскада водохранилищ в бассейне рек Нарын-Сырдарья и его последствия |
Написал Ivan Belikov | |
08.05.2020 | |
Касымова В.М – эксперт по водным и энергетическим вопросам, д.э.н. профессор.
Рано утром 1 мая прорвало дамбу Сардобинского водохранилища в бассейне р. Сырдарья в Узбекистане. Вода затопила дома местных жителей и повредила посевные поля. Около 70 тыс. человек были эвакуированы. Сардобинское водохранилище – это один из крупных водных объектов в Узбекистане, строительство которого началось в 2010 г. и в 2017 г. емкостью 922 млн. куб. м, с высотой водоема 28,8 метра. По данным МЧС Узбекистана, вода затопила поселок Кургантепа в Сардобинском районе эвакуировано 11598 жителей с соседних районов.
По мнению специалистов и экспертов водного хозяйства, водохранилище строили ускоренными темпами, потому что данного водохранилища не было в Перечне строительства в бассейне р. Сырдарья и, наверное, не в полной мере соблюдались правила по геологическому изысканию и проектированию и обеспечению качественными строительными материалами. Если бы не паводки, такого бедствия могло бы и не быть в бассейне р Сырдарья, главными водными артериями которого являются реки Нарын и Карадарья, после слияния которых образуется р. Сырдарья. Все эти реки играют важную роль в развитии экономики Центрально-Азиатских государств, особенно в орошаемом земледелии. Распад СССР и последовавший за этим экономический кризис, охвативший все вновь образованные страны, породил комплекс серьезных проблем, в том числе связанных с водными ресурсами.
Одной из гидрологических особенностей региона является деление территории на три основные зоны:
а) зона формирования стока,
б) зона транзита и рассеивания стока,
в) дельтовые зоны.
Зоной формирования водных ресурсов ЦА являются высокогорные ледники и снежники на территории Кыргызстана и Таджикистана, из которых формируются водосборные бассейны рек Сырдарьи и Амударьи, суммарный речной сток в бассейне Аральского моря составляет 116,4 куб км. в год, из них на долю Таджикистана приходится - 43,4%, Кыргызстана - 25,1%, Казахстана - 2,1%, Узбекистана - 9,6%, Туркменистана - 1,2%, Афганистана и Ирана - 18,6%. При этом 90% воды расходуется на нужды орошения.
Для регулирования водных ресурсов в бассейне реки Сырдарья в верховье бассейна р.Нарын было сооружено Токтогульское водохранилище проектной емкостью 19,5 куб. км, в низовье бассейна для целей орошения построены Чарвакское емкостью 2,0 куб.км., Андижанское 1,9 куб.км., а также два русловых водохранилища сезонного регулирования Кайракумское 4,03 куб. км, и Чардарьинское 5,7 куб. км. Суммарная фактическая полезная емкость водохранилищ каскада в настоящее время составляет 24,1 куб. км. Кроме того, существует большое количество водохранилищ на малых реках. Степень зарегулированности р. Сырдарьи достигла до 93%. В бассейне р.Сырдарья было расположено 9 ГЭС общей установленной мощностью 3270 МВт. Нарын-Сырдарьинский каскад управлялся бассейновым водохозяйственным объединением - БВО «Сырдарья».
Исключительно важным для региона являлся вопрос эффективного использования Токтогульского гидроузла с соблюдением интересов Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана и пятого потребителя исчезнувшего Аральского моря. Проектом сооружения Токтогульского гидроузла были разработаны принципы водопользования в бассейне рек Нарын-Сырдарья, и предусматривалось, что работа Токтогульского водохранилища многолетнего регулирования объемом 19 млрд куб. м. должна строиться на условиях обеспечения гарантированной подачи воды водопотребителям соседних республик и три четверти объемов попусков из водохранилища осуществляться в вегетацию в объеме - 9,43 куб. км. Подчиняясь в целом ирригационному режиму водопользования, Токтогульское водохранилище в межвегетационный период, как было отмечено выше, должно сбрасывать не более 2,85 куб. км или 180 куб. м. в сек. Таким образом, до 75% поступающей в водохранилище воды срабатывалось в вегетационный период. При этом вырабатываемая на ирригационных попусках на одноименном Токтогульской ГЭС
мощностью в 1200 МВт электроэнергия в летний период передавалась в Узбекистан и Казахстан в объеме свыше 4 млрд кВт. ч в год. Одновременно для выработки электроэнергии на ТЭЦ г. Бишкек в осенне-зимний период Кыргызстан в порядке компенсации от недовыработки ее на ГЭС Токтогульского каскада получал из Узбекистана газ в объеме 2 млрд куб. м и из Казахстана уголь свыше 2 млн т, мазут - до 400 тыс. т в год.
В бывшем Союзе Кыргызстан рассматривался как потребитель топливных энергоресурсов из соседних регионов, а гидростроительство в бассейне реки Нарын развивалось как экономичный источник маневренных мощностей для объединенной энергосистемы (ОЭС) Средней Азии и Южного Казахстана с приоритетом режима ирригационной эксплуатации Токтогульского водохранилища. Эта ситуация, нормальная в условиях существования Союза, при нынешних реалиях суверенитета государств Центральной Азии серьезно осложнила проблему собственного энергетического выживания и поставила перед республикой задачу поиска новых альтернативных источников энергии и повышения эффективности существующих.
После распада Союза Кыргызская Республика была вынуждена приобретать по ценам, близким к мировым, недостающее органическое топливо для восполнения недовыработанной электроэнергии на каскаде Токтогульских ГЭС в осенне-зимний период и для обеспечения населения теплом и энергией увеличились объемы зимней сработки Токтогульского водохранилища до 6-8,5 куб. км, что вызвало негативные последствия в сопредельных государствах, из-за затоплений и подтоплений в зимнее время, в связи со снижением пропускной способности р. Сырдарьи, вследствие хозяйственной деятельности в пойме реки и уменьшились попуски воды в вегетацию до 6,5 куб. км, а в засушливые годы до 4,5 куб. км. Таким образом, режим Токтогульского водохранилища изменился с ирригационного на энергетический.
Рациональная увязка противоречивых интересов ирригации и гидроэнергетики, заключающихся в различных по периодам года требованиях к использованию стока реки является важной частью системы управления водными ресурсами.
Самое главное противоречие в бассейне р. Сырдарьи заключается в том, что в верховьях реки преобладают интересы использования энергетического потенциала воды в зимний период в виду дефицита органического топлива (Кыргызстан и Таджикистан), а в низовьях преобладают интересы орошаемого земледелия в летний период (Узбекистан и Казахстан). В результате межотраслевые противоречия перешли после 1991 года в межгосударственные.
Для совместного использования пятью суверенными государствами водных ресурсов в бассейне Аральского моря была создана Межгосударственная водохозяйственная комиссия (МКВК), на заседаниях которой утверждаются лимиты водопотребления для каждой республики в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной всех водных ресурсов региона от 18 февраля 1992 года, подписанного на уровне министров водного хозяйства Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. В статье 1 этого соглашения записано: признавая общность и единство водных ресурсов региона, стороны обладают одинаковыми правами на пользование и ответственность за обеспечение их рационального использования и охрану.
Надо отметить, что это было время, когда суверенизация республик только началась, однако с принятием Конституций в них были определены права государственной собственности на все природные ресурсы.
В Соглашении 1992 года в статье 2 записано, что стороны обязуются обеспечить строгое соблюдение согласованного порядка и установленных правил пользования и охраны водных ресурсов.
Здесь имеется виду установленный порядок во время Союза, когда Госпланом СССР устанавливался лимит потребления воды и спускался по министерствам водного хозяйства республик ЦА. При определении лимитов приоритет отдавался Узбекистану и Казахстану под предлогом, что надо развивать хлопководство и рисоводство, а также исходя из принципов обеспечения равной водообеспеченности орошаемых площадей, а также потребностей промышленности и населения.
При этом отдельно оговаривался лимит подачи воды в Аральское море и Приаралье. Принятые во время Союза и оставшиеся неизменными в 1992 году на встрече министров водного хозяйства государств ЦА в г. Ашхабаде лимиты водозаборов остаются практически неизменными до настоящего времени, подвергаясь корректировке только в маловодные годы. Кыргызстану причиталось 11,9 куб. км воды из 47,2 куб. км или 25% стока рек, формирующихся на ее территории.
Исполнительными органами МКВК были назначены БВО «Сырдарья» и БВО Амударья», которые принимают к руководству утвержденные лимиты водозаборов и осуществляют эксплуатацию водозаборных сооружений, проводят мероприятия по улучшению экологической обстановки и контролю качества воды.
Однако после получения независимости республиками ЦА поставки топлива в Кыргызстан и Таджикистан резко сократились из-за отпуска цен и роста их на все виды топлива и тарифов на железнодорожные перевозки и нарушения межгосударственных связей.
Сократились и взаимные перетоки электроэнергии в ОЭС из-за обвального падения производства в промышленности и сельском хозяйстве всех республик и ориентацией на свою энергетическую независимость Узбекистана и Казахстана, а также выходом энергосистемы Туркмении из ОЭС Средней Азии и Южного Казахстана.
В результате в Кыргызстане и Таджикистане начался энергетический кризис, из которого они не могут выбраться до сих пор, а 75% водных ресурсов бассейна рек Нарын-Сырдарья используются соседними государствами и пока не разработан механизм возмещения затрат за регулирование стока, эксплуатацию водохранилищ и услуги по подаче воды из-за разногласий Сторон, подписавших Соглашение.
Эффективность регионального сотрудничества в этих вопросах в значительной степени зависит от готовности государств ЦА предоставлять режим наибольшего благоприятствования в области рационального водо- и энергообеспечения.
Вопросы налаживания экономических связей и рационального использования водных и топливно-энергетических ресурсов региона постоянно рассматривались с 1994 года исполнительным комитетом Межгоссовета Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан и в ходе рабочей встречи 14 апреля 1995 года в городе Шымкенте Президенты Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан поручили Главам Правительств выработать взаимоувязанные подходы в развитии топливно-энергетического комплекса, водохозяйственных систем, транспорта и коммуникаций. Результатом которого явилось подписание в 1995 г. Соглашения об использовании топливно-энергетических и водных ресурсов, и эксплуатации газопроводов Центрально-азиатского региона [77], а позднее многосторонее Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья от 17 марта 1998 года.
Соглашение предусматривало обеспечение работы Токтогульского гидроузла в ирригационном режиме, и включало обязательства Казахстана и Узбекистана равно участвовать в приобретении электроэнергии в летнее время, вырабатываемой попутно с отпускаемой водой из Токтогульского водохранилища многолетнего регулирования. По условиям Соглашения электроэнергия оплачивалась либо поставками угля и природного газа либо в денежном эквиваленте для удовлетворения потребности Кыргызстана в топливе в зимнее время. Данное Соглашение являлось рамочным и было рассчитано на перспективу до 5 лет и способствовало стабилизации водохозяйственной обстановки и энергетической ситуации в Центральной Азии.
В соответствии со статьей 8 данного соглашения "режим работы водохранилищ, объемы перетоков электроэнергии, поставки энергоносителей утверждаются ежегодными межправительственными соглашениями на основе решений представителей водохозяйственных и топливно-энергетических организаций, возглавляемых заместителями Премьер-министров государств-участников" (процитировано по тексту соглашения).
На основе этого рамочного Соглашения государства-участники впервые подписали годовое многостороннее Соглашение о совместном и комплексном использовании водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ в 1998 г. и 1999 г. Эти соглашения содержали конкретную информацию об объемах попусков воды и отпуска электроэнергии из Токтогульского гидроузла в обмен на газ, уголь, мазут и электроэнергию, предоставляемые государствами, расположенными ниже по течению бассейна реки Нарын - Сырдарья. При этом объем попусков воды из Токтогульского водохранилища в межвегетацию в объеме 5,5-6 куб. км, а в вегетацию - 6,5 куб. км обоснованы БВО «Сырдарья», при этом Узбекистан и Казахстан должны принять электроэнергию в объеме 2,2 млрд кВт. ч одновременно с отпускаемой водой. Успешному подписанию данных соглашений способствовало маловодье 1997 года. В результате на 1 января 1998г объем воды в Токтогульском водохранилище составлял 10,2 млрд куб. м, в то время как за тот же период 1997 года - 13,07 млрд куб. м.
За первый квартал текущего года в связи с недопоставкой топлива и неполной загрузкой ТЭЦ в осенне-зимний период фактический объем попусков воды из Токтогульского водохранилища превысил согласованный на 0,8 млрд куб. м. За этот период из запасов водохранилища было сработано 3 млрд куб. м.
На практике ежегодные четырехсторонние и на их основе двусторонние межправительственные соглашения подписывались не всегда из-за позиции отдельных стран региона. Так, в течение трех лет с 2004 года по 2006 год Республика Узбекистан не подписывала многосторонние и двусторонние соглашения из-за высокой обеспеченности водными ресурсами.
Однако вслед за многоводьем последовал маловодный год и тогда надо было руководителям отрасли и страны просчитать объемы воды в водохранилище и не допустить ее сработки до критического уровня, однако бывшим премьером Д.Усеновым был подписан договор об экспорте 1,8 млрд кВт. ч электроэнергии с Узбекистаном по 1,1 цента за кВт. ч, в то время как потребители Кыргызстана платили более 2 центов за кВт. ч. Для выполнения условий данного договора с января 2007 года из Токтогульского водохранилища было выпущено 4 млрд куб. км воды. Таким образом потребители Узбекистана получили дешевую электроэнергию и дополнительно воду для орошения бесплатно. В это время организации водного хозяйства Узбекистана начали строить водохранилища для задержания зимних попусков из бассейна р.Нарын и их насчитывалось около 60 и естественно незачем было мечтать о восстановлении Аральского моря. Вода вся оседала на хлопковых и рисовых полях и остатки вымывались вместе с ядовитыми удобрениями.
И в 2008 году по неизвестным причина Узбекистан не участвовал в подписании многостороннего Соглашения, несмотря на неоднократные предложения Кыргызской Республики и как видим продолжал строительство накопительных водохранилищ, одним из которых и явилось Сардобинское водохранилище в бассейне р.Сырдарья в Узбекистане с высотой плотины 28,8 м и объемом 922 млн куб. м., разрушения которого от паводков привели к катастрофическим последствиям.
С 2008 года заключаются только двусторонние договора и в целом условия их выполнялись, однако без многосторонних договоров выполнять обязательства становится все труднее, так как не было четкой картины или уточненных данных по объемам попусков воды из бассейна р.Нарын при его маловодье и при многоводье. Следует также отметить, что ежегодные соглашения обладают существенными недостатками. Они являются краткосрочными, не позволяют осуществлять планирование в секторах энергетики и сельского хозяйства на долгосрочный период и в целом не решают проблему долгосрочного водно-энергетического регулирования.
В связи с чем вот уже на протяжении последних 10 лет ведутся переговоры - отказаться от ежегодных соглашений и приступить к разработке нового многостороннего долгосрочного соглашения между всеми странами Центральной Азии с учетом всех их интересов и в первую очередь это сокращение угроз и рисков безопасности плотин, обеспечения водной и энергетической безопасности для стран региона и для населения - Продовольственной безопасности, что очень важно в условиях пандемии и вынужденной самоизоляции республик региона.
Естественно предположить, что при разработке нового многостороннего Соглашения от всех участвующих сторон потребуется готовность к компромиссам и уступкам для улучшения условий гарантированного энерго- и водообеспечения потребителей, которые и исключили бы кризисные ситуации в бассейне рек Нарын-Сырдарья и предусмотрели бы механизмы возмещения затрат за регулирование стока, эксплуатацию водохранилищ и услуги по подаче воды странам верховья(Кыргызстан) бассейна рек Нарын-Сырдарья странами низовья (Узбекистан и Казахстан) в многолетнем режиме их совместного использования.
Источник: https://analitika.akipress.org/news:5632
|
< Пред. | След. > |
---|