Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow В одиночку водные проблемы не решить
В одиночку водные проблемы не решить Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
31.03.2011
Создание общественного совета по проблемам одной лишь реки Нижегородской области — по-настоящему значимое событие нашей жизни. Уже потому, что эта инициатива может стать точкой отсчета в изменении нашего отношения к природе.

Председатель регионального отделения общественной организации “Российская сеть рек” Елена КОЛПАКОВА и председатель общественной организации “Экологический центр “Дронт” Асхат КАЮМОВ рассказали о начале работы Водного совета по самой большой из внутренних рек Нижегородской области — реке Пьяна. Координационный центр движения “Поможем реке” и Водный совет реки Пьяна инициировали проект “Вперед к интегрированному управлению бассейном реки Пьяна”.

Модель интегрированного управления доказала свою эффективность в странах Европы. Во Франции, Нидерландах, где около 20 лет идет работа по данной модели, уже есть положительные результаты. Россия только начинает идти по этому пути. Что такое интегрированная модель управления, каковы основные ее характеристики?

— Предполагается участие в управлении рекой всех заинтересованных сторон: и органов местной власти, и населения, и бизнеса... Всех, кто имеет отношение к реке, кто живет рядом с рекой, — начала свой рассказ Елена Колпакова. — Интегрированное управление предполагает решение всех вопросов по договоренности. Организуется общественный орган — бассейновый или водный совет. Затем коллективно определяются первоочередные проблемы реки. И решаются они тоже коллективно. Допустим, участок реки Пьяны, что протекает по населенному пункту Пильна, испытывает негативное воздействие от Сергачского сахарного завода. Но у предприятия недостаточно средств на строительство эффективных очистных сооружений. Возможно, что в финансировании строительства очистных сооружений примут участие администрации двух районов. Это пример жизненный. Таким путем идут многие страны, так как неприподъемная для одного “ноша” решается сообща. К сожалению, в полной мере реализовать эту модель управления не позволяет действующее законодательство.

Движение возникло на общественной основе, но поддержано главами администраций пяти районов. В Водный совет по реке Пьяна входят главы администраций Гагинского, Бутурлинского, Перевозского, Сергачского и Пильнинского районов.

Чем занят Водный совет? Сейчас активно идет процесс разработки плана действий по реке Пьяна. Представители от каждой администрации совместно с экологами выделяют приоритетные проблемы, обсуждают их актуальность и последовательность решения. Чтобы вовлечь население в этот процесс, мы провели конкурсы, акции на реке. Люди выходили на свой участок реки, убирали грязь и знали, что подобные акции проходят во всех районах, по которым течет река. Понимание, что ты не одинок в стремлении изменить ситуацию на реке, вызывает больше позитива и надежды на лучшее.

С разработанным планом обратимся к правительству Нижегородской области за финансовой поддержкой.

Проект по времени реализации непродолжительный, но мы не прекратим свои действия, однозначно. Уже есть договоренность с французским водным агентством о сотрудничестве. Иностранные коллеги хотят передать свой успешный опыт управления водными бассейнами. Их интерес — быть первыми в мире по интегрированному управлению водными ресурсами.

Хочу особенно отметить то, что главы администраций понимают необходимость таких действий. Понимают, если не сейчас, то через несколько лет эти же самые действия обойдутся намного дороже.

Именно сейчас надо менять отношение и жителей к рекам, и власти тоже. Представляете, в Нижегородской области нет ни одной программы по рекам, кроме углубления дна и укрепления берегов! Это не нормально. Если хотим сохранить водные ресурсы — нужны программы, которые будут работать.

С введением нового Водного кодекса местное самоуправление максимально удалено от управления водными ресурсами своей территории. Это странно, так как именно на местах люди сталкиваются с водными проблемами. Если вспомнить лето прошлого года, засуху... Уровень подземных вод снизился, выходили из строя насосы, люди ощущали нехватку воды. И в реках уровень был низким. В Пильне утверждают, что уровень подземных вод понизился на 25 метров! После прошлогоднего лета отношение к воде изменилось. И поддержка со стороны органов власти и населения резко выросла.

Асхат Каюмов привел официальные данные о качестве воды в реках Нижегородской области.

— Качество разное: от 3 класса и выше. Пить можно только воду 1 класса. По реке Пьяна, по данным Гидромета, тенденция к загрязнению увеличивается. Здесь фиксируется категория 4А, то есть грязная вода. Это уже почти предел, 5 класс — страшное дело! Суть Водного совета в чем? Все, кто пользуется рекой, договариваются как это делать, чтобы, как минимум, не ухудшать ситуацию. А желательно улучшать. Процесс пошел локально вокруг одной реки. И это очень важно для изменения сознания людей!

От чего страдает Пьяна?

— Пьяна — не супергрязная река, — отметила Елена Колпакова. — Она такая же примерно, как и все остальные реки области. Пьяна, длиной 436 километров, чувствует себя на разных участках по-разному. В соответствии с нормативами 4 класс — это грязная вода. По официальным данным Гидромета, в реке превышение по тяжелым металлам, по органике... Но эти данные настолько не показательные, что мы на них не опираемся. Почему? Область имеет 9 тысяч рек, а качество воды контролируется лишь в 29 створах! Какая может быть объективная информация при таком соотношении?! Даже о Волге трудно судить объективно по официальным данным. Причем Пьяне еще “повезло”, здесь расположено 2 створа.

Одна из проблем Пьяны — загрязнение от сахарного завода. Река цветет, воняет. Для того, чтобы вырастить сахарную свеклу, применяют все больше и больше пестицидов. Потому что почва теряет плодородие, когда начинается интенсивное выращивание. Пестициды остаются в свекольном жмыхе. После фильтрации пестициды попадают в Пьяну. Вы спрашиваете об уровне загрязнения реки, а я не могу ответить на ваш вопрос, так как информации нет. Концентрацию пестицидов просто не измеряют в Пьяне! Мы не призываем закрывать сахарный завод. Надо просто наводить порядок!

Еще одна проблема: недалеко от Пьяны есть скотомогильники, которые не могут не влиять на состояние реки.

Пьяна, впрочем, как и другие реки, страдает от понижения уровня воды. А это происходит потому, что лес вырубают. Водность реки — один из ключевых факторов ее состояния. Там очень много скота выпасают по берегам реки. Что это означает? Много органики, естественно. Еще проблема — поля распаханы до уреза воды на реке. Удобрения, органика, те же пестициды неизбежно вымываются в реку.

Населенные пункты, которые располагаются по берегам, конечно же, не имеют ни ливневой, ни канализационной систем.

Сейчас большую проблему для рек, значит и для всего живого, создают поверхностные стоки из населенных пунктов. Они тоже попадают в реку.

Большая проблема — браконьерство. Рыбу там истребляют самыми варварскими методами.

Почему мы стали заниматься Пьяной? Потому что пять глав администраций понимают важность интегрированного управления рекой. В противном случае можно всю жизнь потратить на объяснение главе администрации важности этого дела и ничего не добиться. Мы решили работать с теми, кто осознал проблему и готов ее решать.

— По области контролируется 29 створов, конечно же, мало очень, — подтвердил Асхат Каюмов. — Но чистой воды не фиксируется нигде, лишь в одном створе — слабо-загрязненная. А все остальные — грязные, очень грязные и загрязненные. Общий фон — в беде все реки. Если взять официальные отчеты, то количество сточных вод, поступающих в Волгу и Оку от предприятий, уменьшается из года в год. По отчетам. То есть ситуация должна улучшаться. А по обзору Гидромета, официального органа, фиксируется, что качество воды ни в одном створе не улучшается. Значит, что-то мы не учитываем. Поверхностные воды городов перерастают, чуть ли не в источник загрязнения № 1 для рек.

Люди, цените реки!

Река течет и как-то справляется с очагами загрязнения. Чего мы “не ловим”? Поверхностные стоки, считает Елена Колпакова. Все, что “выплюнули” на дорогу сегодня, неизбежно оказывается в стакане воды завтра.

— Знаете, сточные воды перед выпуском в Волгу и Оку хлорируются. Это называется обеззараживанием. При этом образуются опаснейшие хлорорганические соединения, которые занесены не только в Европейский список загрязняющих веществ, но и в Стокгольмскую конвенцию, которую подписала Российская Федерация, кстати. Там названы 12 веществ. И они привносятся в Волгу под предлогом “обеззараживания”. О чем говорить? Это повсеместная система. Хлорирование — официально разрешенная технология. Хотя некоторые предприятия, понимая проблему, начинают обрабатывать свои стоки ультрафиолетом. Это большое дело для Волги, потому что перестает поступать хлор, который образует хлорорганические соединения.

В плохом состоянии река Теша, интенсивно загрязняется река Пыра. Там отмечаются экстремальные концентрации загрязняющих веществ. Пыра протекает и по Дзержинскому, и по Балахнинскому району, впадает в Волгу.

В Нижнем Новгороде загрязнены все реки. Мы с удовольствием бы создали Водный совет по городским речкам, если бы нас поддержали районные власти. Но им недосуг. По Мещерскому озеру создали школьный совет. Пригласили в него представителей бизнеса, чьи объекты расположены в этом микрорайоне. У нас есть соглашение, которое подписали театр “Вера”, спорткомплекс и Законодательное собрание Нижегородской области. А весь бизнес отказался. Мы продолжаем работать по Мещерскому озеру, но большой поддержки не чувствуем. Идея у нас была простейшая — закрепить за участками озера организации, которые находятся на берегу, чтобы поддерживать там порядок. Не все согласились это делать. Так что мы решили не упираться в тех, кто не хочет, а развивать проекты там, где нас поддерживают. Вероятно, еще рано говорить об экологической ответственности бизнеса. Нужны государственные программы для сохранения водных источников.

Источник: www.r52.ru
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo