Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Сберечь воду – значит сберечь мир
Сберечь воду – значит сберечь мир Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
13.12.2017


Недавно завершился проект Европейского союза «Продвижение диалога для предотвращения разногласий по вопросам, связанным с охраной окружающей среды и управлением водным ресурсами в Центральной Азии». В связи с этим в Алматы собрались ведущие эксперты по водной проблематике.

«Без системного партнерства и диалога по вопросам управления трансграничной водой в регионе может возникнуть серьезная конкуренция за водные ресурсы. Сегодня в регионе сформировалось общее понимание, что игнорирование вопросов совместного использования природных ресурсов обходится дороже и попросту экономически невыгодно. Потери региона при отсутствии партнерства в совокупности составляют не менее $4,5 млрд», – сказал исполнительный директор Регионального экологического центра Центральной Азии Искандер Абдуллаев.

Специальный представитель Европейского союза по вопросам Центральной Азии Петер Буриан заметил, что ЕС может помочь, но европейские элиты убеждены, что национальная ответственность и региональное лидерство всех действий, направленных на решение этих важных вопросов в самой Центральной Азии является важнейшим элементом успеха и устойчивости принятых решений.

Обращение специального представителя Европейского союза по вопросам Центральной Азии зачитал Йоханнес Стенбек Мадсен, глава отдела сотрудничества представительства Европейского союза в Казахстане.

«Менее чем за два года удалось организовать несколько важных мероприятий в рамках этого проекта, что значительно способствовало лучшему пониманию ценности диалога и регионального сотрудничества для совместного решения важных проблем, связанных с изменением климата и ответственным управлением природными ресурсами, в частности трансграничными водами. Смею сказать, что благодаря этому проекту в странах региона кристаллизируется атмосфера взаимного доверия, что способствует укреплению региональных усилий и сотрудничества для смягчения быстрорастущих последствий изменения климата в Центральной Азии. Эта атмосфера и конструктивный подход к наиболее чувствительным вопросам были четко отражены на международной конференции по безопасности и устойчивому развитию в Центральной Азии в Самарканде несколько дней назад, когда участники подтвердили свою приверженность региональному сотрудничеству в целях укрепления безопасности и стабильности в регионе, признавая важность рационального и комплексного использования водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии с учетом интересов всех государств», – говорится в обращении.

Межстрановое доверие растет

Результаты проекта демонстрируют, что межстрановое доверие в Центральной Азии растет, и это результат регулярного взаимодействия и открытого обмена мнениями и знаниями. Без системного партнерства и диалога по вопросам управления трансграничной водой в регионе может возникнуть серьезная конкуренция за водные ресурсы. «Мы и наши партнеры ведем работу на малых реках, поддерживаем работу региональных рабочих групп и продвигаем всестороннее обсуждение этих вопросов», – сказал Искандер Абдуллаев.

Попытки комплексных региональных решений провалились из-за взаимного недоверия. Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, по мнению экспертов, должны действовать сейчас в приграничных районах Ферганской долины, чтобы закончить цикл конкуренции и конфликтов вокруг воды путем равномерного распределения водного баланса региона.

Международные эксперты призывают признать, что реки Сырдарья и Амударья должны стать предметом специальных отдельных соглашений по части справедливого и равномерного раздела водных ресурсов в ЦА. Они считают, что необходимо поощрять двусторонние соглашения о совместном использовании энергетических мощностей и водных резервуаров между Кыргызстаном и Узбекистаном, Узбекистаном и Таджикистаном до всеобъемлющего соглашения и прихода сторон к консенсусу об их управлении каждой отдельно взятой страной.

Активно внедрять систему капельного орошения. Найти решение проблемы демаркации границы без использования воды или энергии в качестве принудительного фактора, содействовать трансграничному сотрудничеству между полицейскими силами и сформировать внутрирегио­нальный совет для надзора поуправлению водными и земельными ресурсами.

Десятилетия чрезмерной добычи, потребления не только уничтожили Аральское море, но и истощают крупнейшие, некогда полноводные реки – Амударью и Сырдарью. Такое отношение к водным ресурсам уже ведет к изменению климата. Ученые зафиксировали, что за последние 10 лет в регионе все более засушливым и жарким становится лето, а зимы холоднее и длительнее. Все это отражается на качестве и количестве выращиваемого в регионе урожая, в то время как сельское хозяйство по-прежнему остается одним из основных источников пополнения казны для преимущественно аграрных республик региона. Туркменистан с населением 5 млн человек потребляет 5,5 тыс. куб. м воды на душу населения – это самый высокий показатель на Земле.

Воды много, рационализма мало

Один из важнейших вопросов: а действительно ли воды в Центральной Азии не хватает? Как выяснили ученые, анализы последних лет показывают, что в бассейне Амударьи имеется в среднем 2087 куб. м воды на душу населения, а в бассейне Сырдарьи – 1744 куб. м. Например, в Германии, где нет проблем с водой, этот показатель оценивается на уровне 1878 кубов, а Дания имеет 1128 кубов воды на душу населения. Эти цифры могут свидетельствовать о том, что водная проблема в действительности решаема при наличии политической воли и рационального подхода.

По данным ООН, сегодня почти половина всех работников на Земле, а именно 1,5 млрд человек, работают в секторах, так или иначе связанных с водой. И их рабочие места зависят от ее наличия и тех, кто обеспечивает ее безопасную доставку. Однако миллионы людей, работающих в этой сфере, никак не защищены.

Исследователи ООН считают, что, если в ближайшее время не будут приняты меры, вода станет дефицитной в тех регионах, где она в настоящее время в изобилии, например в Центральной Африке и Восточной Азии. Также ситуация будет значительно ухудшаться в тех регионах, где уже ощущается недостаток воды – на Ближнем Востоке и в Африке. Эти регионы будут испытывать как минимум шестипроцентное падение ВВП из-за связанных с влагой воздействий на сельское хозяйство и здравоохранение.

«Дефицит водных ресурсов – серьезная угроза экономическому росту и стабильности на всей планете, а последствия изменения климата делают эту проблему еще острее. Если страны не будут предпринимать действий, призванных обеспечить более эффективное управление ресурсами, то, согласно нашему анализу, в некоторых регионах с многочисленным населением могут наблюдаться длительные периоды отрицательных темпов роста. Однако сегодня страны имеют возможность реализовать стратегии, которые в перспективе позволят им в будущем использовать водные ресурсы рационально», – отметил президент Всемирного банка Джим Ён Ким.

Из-за сокращения доступных объемов пресной воды и конкуренции при ее использовании со стороны других секторов, таких как энергетика и сельское хозяйство, доступность этого ресурса в городах к 2050 году может снизиться не менее чем на две трети по сравнению с уровнем 2015 года, считают эксперты.

Единое использование ресурсов

По мнению экспертов исследовательской группы International Crisis Group (ICG), корнем существующей водной проблемы в Центральной Азии является распад системы совместного использования ресурсов, которая сложилась в советские годы. Она предполагала, что Кыргызстан и Таджикистан предоставляли воду для Казахстана, Туркменистана и Узбекистана летом и получали взамен уголь, газ и электричество зимой. Теперь страны верховья чаще используют воду не как инструмент взаимного расчета, а как способ давления. По мнению экспертов, решение водного вопроса и улучшение состояния инфраструктуры водоснабжения может иметь решающее значение для построения мира и политической стабильности, а также содействовать развитию стран Центральной Азии и их экономическому росту.

Одним из решений в налаживании эффективного водного партнерства Искандер Абдуллаев видит в поддержании политического диалога между странами региона. Проект Европейского союза, который был завершен, как раз и решает эти вопросы.

«Мы должны понимать, что водный вопрос – это не просто технический вопрос, это не планирование и распределение, это не строительство гидротехнических сооружений, это не только продуктивность страны. Это и политический вопрос, это и взаимодействие в законодательстве, это и вовлечение тех людей, которые принимают решения. Без таких платформ у нас остается половинчатый подход. Наши технические специалисты давно готовы к сотрудничеству, но именно эти вопросы были главными. Расход воды в регионе очень большой. Я могу сказать, что он в разы превышает страны, которые ведут сельское хозяйство в схожих условиях. Это не то, что мы не знаем цену воде, но она самый доступный ресурс. За последние три года у нас наблюдается многоводье. И это нас пока спасает. Но нам надо помнить 2008 и 2009 годы, которые были маловодными, у нас не хватало воды. Так что слова про то, что в нашем регионе воды достаточно, я бы назвал преувеличением»,– пояснил эксперт.

Он заметил, что роль бизнеса в решении водного вопроса в регионе огромна. По его словам, нельзя говорить, что водные проблемы должно решать только государство. Водные проблемы должны решать общество, государство и бизнес вместе. Нет такого выхода, чтобы все ключи были у государства, сказал он.

«Допустим, капельное орошение стопроцентно можно перевести на бизнес. Вы хотите вкладывать, вкладывайте в технологии, а потом закупайте сельхозпродукцию. Фермер сам не может этого делать. Это будут для него очень большие инвестиции, у него таких денег нет. Сейчас в Центральной Азии ведется работа по удешевлению инструментов экономии воды, в частности таких, как капельное орошение. Так, например, налажено производство местных систем капельного орошения, и эти технологии активно внедряются. 

Сегодня в регионе предпринимаются огромные усилия по оптимизации потребления воды. В частности, 180 тысяч гектаров земель за последние пять лет переведены на капельное орошение. В целом этого мало, потому что в регионе орошается восемь миллионов гектаров. Но за относительно короткий срок с помощью только собственных инвестиций освоить 180 тысяч гектаров под капельное орошение – это своего рода достижение», – заключил он.

Источник: liter.kz
Последнее обновление ( 13.12.2017 )
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo