Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow У нас две беды – неурожай и урожай
У нас две беды – неурожай и урожай Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
12.12.2017

Судя по всему, посевные площади в России будут уменьшены, поскольку сейчас никто не знает, куда деть зерно. Логистически мы не готовы к такому урожаю, рассказывает в интервью ПРОВЭД генеральный директор медиа-группы «Крестьянские ведомости», председатель оргкомитета Ассоциации аграрных журналистов Игорь АБАКУМОВ.

– Игорь Борисович, наши экономисты любят говорить об успехах сельского хозяйства и ставить отрасль в пример другим. Каковы причины такого успешного прорыва?

– Все наши «прорывы» были заложены 15 лет назад, когда начался приоритетный национальный проект «Развитие АПК» – примерно 2002, 2005, 2007 год особенно. Тогда были даны крупные кредиты и государственные гарантии под строительство крупных животноводческих комплексов, под закладку виноградников, под строительство тепличных комбинатов, под строительство птицефабрик.

Именно тогда были куплены самые лучшие, самые передовые европейские технологии и поставлены в российской глубинке. Основные инвестиции шли из городов, то есть из крупных промышленных центров, бизнесмены которых поняли интерес к сельскому хозяйству. Им гарантировали, что правила игры не будут меняться. И тогда они сделали инвестиции и прокредитовались в крупных государственных банках. Именно тогда был заложен фундамент и нынешнего импортозамещения, и нынешнего рывка, и нынешней экспансии российской пшеницы на рынки Северной Африки.

– То есть это такой «отложенный результат»?

– Дело в том, что сельское хозяйство – это не склад, на котором лежат продукты. Продукты еще нужно произвести. Чтобы увеличить производство молока, нужно сначала вырастить коров, а корова растет от 3 до 5 лет. Для того чтобы вырастить виноград, нужно 10 лет от закладки. Это очень длинные кредиты, длинные деньги. Если бы их не было, не было бы у нас сейчас ни импортозамещения, ни экспорта, ничего бы не было. Совершенно точно можно сказать, что инерционный механизм сельского хозяйства с кнопки не работает.

– В этом году у нас рекордный урожай зерна.

– Да. Все полны оптимизма. Мы сделали самый большой урожай, как говорят, в истории России, со времен Советского Союза. Но мы сделали одновременно и самый большой убыток, поскольку у нас две беды – урожай и неурожай. Вот сейчас у нас первая беда – урожай. Его девать некуда. Не хватает складов. Зерно уже испортилось, оно уже ничего не стоит. Кроме того, цена на зерно упала так, что уже невозможно даже выплатить те кредиты, которые брали на его производство. Крестьяне (я условно говорю «крестьяне»: это фермеры, это бывшие колхозы и совхозы, ныне агропредприятия, это крупные агрохолдинги) не вернут потраченных на выращивание урожая денег. У них не окупятся ни топливо, ни гербициды, ни удобрения. Это очень большая беда.

– А что с экспортом зерна?

– Зерна у нас достаточное количество, и мы первые в мире по экспорту пшеницы сейчас, есть чем гордиться, безусловно. Российское зерно прочно вытеснило американское зерно уже два года как. Американцы заявили об этом только в этом году, на самом деле это произошло на несколько лет раньше. Официально объявлено, что российское зерно вытеснило американское с рынков Северной Африки. А это много стран: Тунис, Ливия, Ирак, Сирия, Марокко, крупный покупатель – Египет.

Успехи у нас, безусловно, есть. Вопрос в качестве зерна. Как правило, это зерно 4-го класса. Из него можно печь хлеб, но в основном это то, что идет на низкие сорта хлеба, лепешки, нарезные батончики и так далее. А вот то, что считается южным караваем, на который можно сесть, а потом встать, и он распрямится – такого зерна у нас мало. На рынке на него спрос невелик. Но мука из этого зерна ценится дорого.

Наш еще один возможный путь экспорта – это мука. Потому что мы поставляем зерно, кто-то из него делает муку и везет в голодающую Африку. И никто не знает, что это зерно произведено в России. Деньги мы при этом вроде бы выручили, но пропагандистски мы проигрываем очень сильно. Сейчас первый по рейтингу среди производителей муки – это Турция. И все помалкивают, что Турция стала этим первым производителем благодаря поставкам зерна из России. Мука продается как турецкая. Мы должны вытеснить Турцию с рынка муки. Это будет справедливо и это будет правильно. …

Источник: kvedomosti.ru

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo