Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Таяние ледников представляет угрозу для будущего окружающей среды и энергетики Центральной Азии
Таяние ледников представляет угрозу для будущего окружающей среды и энергетики Центральной Азии Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
20.10.2010

По словам инструктора по рафтингу, паводок в этом году был слишком сильный, и сплавляться на плотах было крайне опасно. Группа новичков, которых он сопровождал по одной из самых спокойных рек Кыргызстана, не смогла справиться с порогами. Водоемы низовьев были переполнены, заставляя власти сетовать на расход драгоценной воды в летний период, когда она не нужна для выработки электроэнергии.

А корень всех проблем – таяние ледников. Кыргызские ледники действительно начали уменьшаться катастрофическими темпами, а с ними и некогда неограниченный запас пресной воды и электричества. Перемены грозят нанести непоправимый урон жизненно важному кругообороту, состоящему в таянии ледников в летний период, когда вода заполняет водоемы, необходимые для производства электроэнергии в холодные зимние месяцы, когда ледники снова намерзают. 93 процента электричества, вырабатываемого в республике, дают гидроэлектростанции. Бишкек надеется – к вящему неудовольствию своих соседей, расположенных ниже по течению – что строительство новых гидроэнергетических объектов поможет решить проблему хронического дефицита электроэнергии.

Дефицит электроэнергии и неэффективное управление в энергетическом секторе и спровоцировали беспорядки, приведшие в апреле к отстранению от власти президента Курманбека Бакиева. Полгода спустя вновь избранный законодательный орган республики готовится сформировать правительство, и политика в области производства и использования электроэнергии определенно займет одну из первых строчек в списке приоритетов нового кабинета.

По словам специалиста бишкекского Института водных проблем и гидроэнергетики Национальной Академии Наук Валерия Кузьмичонка, с середины 1970-ых по 2000 гг. – последний раз, когда его институт производил измерения – толщина ледников Кыргызстана сократилась на 20 процентов. Сегодня они тают в три раза быстрее, чем в 1950 году, отмечает специалист. При сохранении подобных темпов уже к середине XXI века значительная часть ледников исчезнет.

Это негативным образом отразится на всей Центральной Азии и может привести к конфликту между государствами, расположенными в верхнем течении рек, включая Таджикистан, также славящийся своим потенциалом в гидроэнергетической области, и странами низовьев – Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном, сельскохозяйственный сектор которых во многом зависит от сезонного таяния ледников. Между Узбекистаном и Таджикистаном уже возник конфликт вокруг планов Душанбе по строительству масштабной ГЭС в верхнем течении, в ходе которого Ташкент решил перекрыть железнодорожное сообщение с Таджикистаном.

По некоторым оценкам, к концу текущего столетия от кыргызских ледников лишь 10 процентов, отмечает Валерий Кузьмичонок. Многие мелкие ледники исчезнут уже через поколение. "Поскольку наша гидроэнергетическая система работает на базе стока рек, то объем производимой нами электроэнергии сократится" примерно во столько же.

Ситуация складывается крайне печальная, подчеркивает эксперт по вопросам энергетики и директор бишкекского общественного объединения защиты прав потребителей "Юстин" Николай Кравцов. "Через 20-30 лет таяние ледников достигнет критической точки, когда льдов больше не останется. А эти ледники дают 90 процентов стока наших рек. Это будет критический момент и для нашей энергосистемы", – предостерегает эксперт.

Ни у кого нет сомнения в наступлении кризиса, который, вероятно, затронет даже самые отдаленные горные районы, где веками кочевники-скотоводы жили рядом с ледниками.

"Снимки со спутника однозначно указывают на сокращение ледников на всей территории Тянь-Шаня", – говорит географ Энн Пиерсселл (Ann Piersall), которая недавно провела целый год в низовьях рек кыргызского района Ат-Башы, занимаясь изучением влияния таяния ледников на скотоводческие и аграрные хозяйства. Энн Пиерселл обнаружила, что "половина интервьюируемых в районе Ат-Башы на протяжении своей жизни отмечало видимое сокращение покрытых ледниками территорий" и винит во все более экстремальных погодных условиях сокращение площади ледников.

Несмотря на подобные предостережения, Бишкек не подстраивается к изменению климата, а продолжает воплощать в жизнь еще советские планы гидроэнергетического строительства.

Новое правительство должно повысить эффективность управления энергетическим сектором или рискует столкнуться с теми же беспорядками, что привели к свержению Бакиева, полагает Аманда Вуден (Amanda Wooden), преподающая экологическую политику в Бакнельском университете в Пенсильвании и с 2001 года занимающаяся исследованием проблемы управления ресурсами в Кыргызстане. "Ключевые составляющие любой здравой политической платформы должны включать в себя повышение эффективности водохозяйственных мероприятий – особенно меры по повышению прозрачности работы данного сектора и решению проблемы коррупции – и адаптацию к последствиям изменения климата".

Нынешние планы не учитывают ни того, ни другого.

Многие эксперты сходятся во мнении, что колоссальные ГЭС стоимостью 3 млрд. долларов, "Камбарата-1" мощностью 1900 мегаватт и "Камбарата-2" мощностью 360 мегаватт, строительство которых было начато еще до развала СССР в 1986 году и возобновлено несколько лет назад, не в состоянии решить проблемы дефицита электроэнергии в долгосрочной перспективе, так как могут оказаться ненужными из-за сокращения водотока еще на протяжении жизни нынешнего поколения.

"Кыргызское правительство должно начать адаптироваться к последствиям изменения климата и планировать свою деятельность в области водопользования с учетом новых реалий", – говорит Аманда Вуден. Бишкеку следует "приступать к освоению альтернативных источников энергии, а не полагаться целиком и полностью на гидроэнергетику".

Камбаратинский проект может помочь гидроэнергетике Кыргызстана в краткосрочной перспективе, но он приведет лишь к тому, что эту проблему придется решать следующим поколениям. Одновременно с этим проект на реке Нарын, которая на территории Узбекистана впадает в реку Сырдарью, способствует обострению отношений с государствами низовьев.

"Согласно прогнозам, основанным на компьютерном моделировании, активное таяние ледников и повышение уровня осадков на начальном этапе будет способствовать увеличению объема водных ресурсов, но в итоге могут привести к нарушению стабильности поступления водных ресурсов, что вызовет нехватку воды в районах низовья", и негативным образом скажется на всей Центральной Азии, объясняет Пиерселл.

Вместо камбаратинского проекта стоимостью 3 млрд. долларов ряд специалисты в области энергетики предлагают рассмотреть ряд долгосрочных альтернатив. Теплоэлектростанция, берущая тепло из недр земли, обойдется примерно вполовину дешевле и не будет вызывать недовольство у стран, расположенных ниже по течению, говорит директор Института сейсмологии Национальной Академии Наук Кыргызстана Канат Абдрахматов. Кыргызстан располагает в этом отношении большим потенциалом. Идея "в сто раз более экологична, чем эти большие гидроэлектростанции", полагает ученый. "Я понимаю, что сейчас наше правительство переживает сложный период, но если мы обратимся к Китаю и предложим ему реализовать здесь этот проект, думаю, они будут более чем заинтересованы. Потому что когда располагаешь энергией, то можешь построить что хочешь".

Москва, некогда пообещавшая профинансировать камбаратинскую стройку, может и не соблазниться идеей теплоэлектростанции. Контроль над этим проектом означает контроль над поступлением водных ресурсов в Узбекистан. Сей факт не ускользнул от внимания Ташкента, который делает все, что в его силах, чтобы разрушить гидроэнергетические планы государств верховья.

Eurasianet

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo