Арал на полотнах Рафаэля Матевосяна |
Написал Iskander Beglov | |
04.11.2009 | |
Муйнакский рыбзавод, х.м., 73х92, 1964 г. Вчера, х.м., 50х60 День на исходе, к.м., 50х60, 1982 г. Жаркое лето, х.м., 79х90, 2000 г. Красные пароходы, х.м., 50х75, 1986 г. Лодки в камышах, х.м., 66х89, 1962 г. На вечном приколе, х.м., 65х80, 1986 г. Ожидание, х.м., 65х80, 1986 г. Сегодня, х.м., 50х60, 1986 г. Соление рыбы, х.м., 81х81, 1969 г. Судна в песках, х.м., 65х80, 1968 г. Чабаны на привале, х.м., 45х66, 2003 г.
Рафаэль Матевосян Автопортрет
Глядя на знакомые и незнакомые работы, поражаешься одному: как художник остается верным своей теме, избранной им четыре десятилетия назад. Арал, его судьба, природа и люди этого сурового края по-прежнему будоражат его творческое воображение, заставляя выезжать на натуру, невзирая на годы. Может быть, поэтому, увидев его полотна, всегда испытываешь ощущение подлинности происходящего, Море мельчало, уходило от своих берегов, и эта трагедия прослеживается от картины к картине, не оставляя равнодушным никого. В самих названиях многих полотен ощущается тревога и боль за случившееся: ушедшего за горизонт Арала уже не видно, а высохшее морское дно превратилось в песчаную пустыню. Но память сердца хранит еще незабываемые впечатления от первых поездок в Муйнак, где шумел морской прибой, гонимый норд-вестом... В 1962 году Рафаэль Матевосян совершает творческую поездку в Каракалпакию, где состоялось его первое знакомство с Аралом. В Муйнаке знакомится с жизнью рыбаков и выходит с ними в море на сейнерах. Морская стихия захватывает художника. Такие поездки становятся регулярными, давая возможность почувствовать величие тогда еще полноводного Арала. В 70-е годы он работает ответственным секретарем Союза художников Каракалпакии и становится почетным гражданином города Муйнак, а также заслуженным работником культуры республики. Он прикипел душой к этому краю. Арал стал его испытанием на прочность. И, связав с ним однажды судьбу, он не мыслил иной для себя участи, чем стать его певцом и своим гуманистическим искусством нести людям правду, рассказывая о том, к каким страшным последствиям может привести бездушное отношение к природе. Картины Матевосяна отражают чувства и чаяния людей, борющихся за спасение Аральского моря. Интересный факт истории. В так называемых "Дневниковых записках плавания капитана А.И.Бутакова на шхуне "Константин" для исследования Аральского моря в 1848—1849 гг. среди книжных иллюстраций сохранился рисунок "Остров Кос Арал", на котором изображены шхуны со спущенными парусами. Его автором стал Тарас Шевченко, зачисленный корабельным живописцем к Бутакову. Оказавшись на Арале, он задумал написать морские пейзажи, такие же, как у его сокурсника - известного мариниста Айвазовского. Правда, дело до рисования морских красот тогда так и не дошло. В исследовательской экспедиции пришлось заниматься совсем другой работой. Эпизодически к теме Арала обращались и другие мастера кисти. Но так самозабвенно и преданно рассказывать о ней, как это делает Рафаэль Матевосян, пожалуй, не смог никто. С завидным упорством, невзирая на недовольство и критику тех, кто поначалу не хотел признавать факта Аральской трагедии и всячески противился его пропаганде посредством искусства, художник оставался верен правде жизни. Первые признаки начавшегося усыхания моря он зафиксировал уже в 1964 году во время очередного приезда в Муйнак. Разразился грандиозный скандал, когда одна из известных его работ "Судна в песках" была выставлена на обозрение ценителей живописи в Нукусе. Матевосяна называли чуть ли не противником освоения пустынных массивов. Под картиной было изменено название, но суть проблемы осталась та же. С этой работы, как считает сам художник, и начался его волнующий цикл о гибнущем Арале. Наверное, в том и состоит высшее предназначение человека - быть истинным патриотом своей земли, на которой родился и живёшь, болеть душой за все, что на ней происходит. И верить, как Матевосян, в счастливое возвращение моря к родным берегам.
Лилия Струнникова, газета «Народное Слово», 4 февраля 2004 г.
|
< Пред. | След. > |
---|