Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Выживание уникальных водоемов Казахстана находится под вопросом
Выживание уникальных водоемов Казахстана находится под вопросом Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Джахангир   
12.05.2017
Одним из богатейших природных ресурсов Казахстана является озеро Балхаш и питающие его реки. Сегодня выживание этих уникальных водоемов находится под вопросом. Угрожают им бесхозяйственность, загрязнение, отсутствие налаженной туристической инфраструктуры, а потенциально даже хищный пришелец – змееголов.

Многие страны и мечтать не смеют о таком подарке природы, как Балхаш и его реки. При нормальном подходе к использованию этого ресурса Казахстан бы обладал несметными богатствами в области рыбного хозяйства и уникальным туристическим регионом, посетить который стремились бы во всем мире. Интересно, что некоторые страны, владея всего парочкой мелких рек и озер, вкладывают гигантские средства и усилия в их сохранение и развитие. Казахстану же его огромные преимущества достались даром, однако до сих пор неизвестно, сумеем ли мы уберечь Балхаш от самих себя.

Этот водоем входит в список крупнейших озер планеты. Уникальность Балхаша в том, что он разделен узким проливом на две части с различным химическим составом воды: с одной стороны она почти пресная, с другой – солёная. 

Наиболее крупным энергетическим объектом экосистемы бассейна Балхаша является Капшагайский гидротехнический узел с водохранилищем многолетнего регулирования. На реке Чарын построена Мойнакская ГЭС, этот проект был начат еще в 1985 году и запущен в эксплуатацию в 2011-м. Также в бассейн входят различные объекты мелиорации и коммунальной энергетики, в том числе водопроводная и канализационная система города Алматы с накопителем сточных вод (Сорбулак) с очистными сооружениями и сбросным трактом коммунальных стоков в реку Иле. 

Стоит отметить, что в разные годы властями независимого Казахстана поднимался вопрос о строительстве в бассейне мощнейших энергетических объектов и даже атомной станции. Существенное влияние на качество воды в озере оказывают промышленные предприятия Северного Прибалхашья: Балхашская ТЭЦ и Балхашский медеплавильный комбинат («Балхашцветмет»). Эти объекты, по отзывам экологов, загрязняют атмосферу над озером сернистым газом, золой и другими выбросами, а накопители сточных вод являются источником загрязнения вод озера солями тяжелых металлов: меди, цинка, серебра, кадмия.

Экологи подчеркивают, что экосистема озера Балхаш весьма хрупка. Озеро довольно мелководное и легко поддается дальнейшему обмелению. Уровень озера является одним из основных индикаторов состояния всей экосистемы бассейна, циклически изменяясь, в основном, между отметками 341 и 343 м по Балтийской системе (БС). Предприятия КНР и Казахстана, а также ошибки природопользования вносят трагический вклад в обмеление Балхаша и питающих его рек. По отзывам экологов, из года в год продолжаются неоправданные, бесхозяйственные потери водных ресурсов. Русла многих рек превращены в карьеры либо попросту засорены и заболочены. Малые реки без надлежащего изучения закованы в трубы, бетонные рубашки и т.д.

Балхашу мешают жить не только крупнейшие предприятия, но и МСБ. Много земель вокруг озера и рек выделено в частную собственность, подчас с явным нарушением законодательства. В густонаселенном регионе идет массовое строительство и эксплуатация объектов, расположенных в руслах, поймах, водоохранных полосах и зонах водных объектов. Устанавливаются поля фильтрации сточных вод, многочисленные АЗС, мойки автомобилей, СТО, стоянки машин, располагаются скопления отходов, животноводческие комплексы, кафе и рестораны. Ученые констатировали: несколько малых рек, их стоки уже полностью потеряны, а число потерянных родников не поддается учету. 

«В статье 103 Водного кодекса говорится, что все предприятия обязаны так называемое оборотное водоснабжение устанавливать: всю используемую воду очищать на очистных сооружениях и пускать на технические нужды, а из природных источников брать воду только на подпитку. В статье 86 того же кодекса также четко прописано, что каждое предприятие каждые пять лет должно разрабатывать индивидуальные нормы водопотребления на единицу продукции. Хотелось бы призвать депутатов к тому, чтобы они не ослабляли нормы закона в отношении водных ресурсов, а ужесточали их. Все мы хотим, чтобы наши дети и внуки были снабжены питьевой водой, а не страдали от ее нехватки, как уже сейчас происходит в ряде стран мира», – поясняла, например, секретарь Балхаш-Алакольского бассейнового совета Анар Тлеулесова.

По ее словам, зачастую водопользователи эти нормы не соблюдают, а предусмотренная ответственность за нарушение законодательства неэффективна. «В советское время я работала инспектором и имела право прийти и закрыть водозабор нарушителя, пока не приведут в порядок. Сегодня этого нет. У нас крупные предприятия не такие нарушители, как субъекты МСБ. Они каждый раз вытряхивают себе мораторий, ничего не делают, к ним за забор не зайдешь», – подчеркивала Анар Тлеулесова.

Из-за неконтролируемого забора воды и загрязнения происходит деградация рыбного хозяйства и земледелия, поясняют экологи. По их данным, большая часть рекомендованных ранее мероприятий по оздоровлению экологической обстановки пока не была осуществлена. Уже сейчас в Прибалхашье усиливаются процессы опустынивания, ими охвачено около одной трети бассейна. Последние несколько лет в некоторых регионах Казахстана начались очистные работы на местном уровне. Руководитель общественного объединения «Балхашский экоцентр» Надежда Пустолайкина уверена, что основная угроза для озера – это промышленные загрязнения тяжелыми металлами, кроме того, есть проблемы с городскими очистными сооружениями.

«Я вхожу в Балхаш-Алакольский бассейновый совет, там мы постоянно отслеживаем такие проекты. По рекам Иле и Каратау их достаточно много. Балхаш, действительно, мелеет: Китай забирает воду, наш Капчагай – то же самое. Очень хорошо, что реки почистят. Это важно, ведь каждый год уменьшается сток в озеро. Причем это происходит не только из-за китайской стороны. Представители Балхаш-Алакольского бассейнового совета там были, смотрели: у них все в бетоне, поэтому потери не такие большие. У нас же до 60% воды теряется, она впитывается в землю», – отметила представитель НПО.

Нужно отметить, что Балхаш-Алакольский бассейновый совет создан в 2005 году в соответствии со статьей 43 Водного кодекса РК с целью урегулирования водных отношений в пределах одноименного бассейна. В рамках статьи 42 Водного кодекса РК между Бассейновыми инспекциями, органами исполнительной власти административно-территориальных единиц и хозяйствующими субъектами заключается Бассейновое соглашение о восстановлении и охране водных объектов. На сегодня участие бассейнового совета, разного рода НПО и усилия местных органов власти помогают изменить ситуацию в лучшую сторону, однако этого явно недостаточно. Дело спасения Балхаша, Иле и других водных объектов осложняется и тем, что за последние 25 лет, по отзывам экологов, не проводилось достаточно масштабных исследований, позволяющих оценить степень ущерба в бассейне в целом. По отзывам некоторых специалистов, на дне озера может находиться буквально «химический сироп», который вредит флоре и фауне, а также, разумеется, местному населению и туристам.

Туризм, точнее, его практическое отсутствие на том уровне, которого достойны Балхаш и его реки, тоже служит слагаемым большой водоемной проблемы. Начинается она с крайне низкой степени известности озера, его уникальных возможностей и ресурсов – необходимо создавать документальные фильмы и видеоклипы, пропагандирующие Балхаш, в частности, за рубежом, считают специалисты. Некоторые страны, имеющие уникальные уголки природы, сумели заработать на них миллиарды долларов, тогда как Казахстан, в этом отношении превосходящий большинство стран мира, совершенно не пользуется преимуществами. Однако прежде чем привлекать туристов с помощью рекламы, нужно обеспечить им комфортные условия. С этим в Балхаш-Алакольском бассейне все очень плохо, причем уровень сервиса настолько низок, что в массе отпугивает даже казахстанцев и россиян, не говоря уже о привередливых западных путешественниках.

По отзывам туристов, цены на немногочисленные пансионаты региона неоправданно высоки, тогда как сервис в более дешевых частных домах фактически отсутствует. Это туалеты на улице, питьевая вода, которую нужно везти с собой, сильно завышенные цены на продукты и любой вид услуг. Помимо прочего, пляжи зачастую не соответствуют минимальным нормам безопасности и комфорта, они замусорены, а вдоль берега у воды разгуливают коровы. Нельзя сбрасывать со счетов и слухи о загрязнении озерной воды: не имея четких данных о чистоте Балхаша, мало кто рискует проводить отпуск на его берегах. Время от времени акиматы выдают помпезные реляции об очередной «программе развития» туристических территорий, по последним сообщениям, местные администрации рассчитывают на «Экспо-2017» – в качестве гаранта наплыва туристов. Но, как показала практика, привлечение большого турпотока – дело кропотливое и многоплановое, и за него власти пока взяться не готовы.

Проблема озер и рек всегда становится и проблемой их бессловесных обитателей. Сегодня есть основания считать, что сохранение природного богатства Балхаша сдвинулось с мертвой точки, и часть «потерянной» рыбы может туда вернуться. Тем не менее особого ликования это пока не вызывает, поскольку в середине прошлого века на берегах озера, например, обитал туранский тигр, а ондатру, искусственно выведенную здесь в 40-х годах, добывали в количестве миллион шкурок в год. Начиная с 70-х годов биоразнообразие бассейна неуклонно снижается, ондатра давно исчезла, а в 90-е годы резко пошла на убыль и добыча рыбы. В качестве нового вызова появился змееголов, рыба, заслужившая дурную репутацию. В мире есть многочисленные примеры, когда, будучи привнесенным в какую-либо водную артерию, змееголов с огромной скоростью уничтожал местную популяцию рыб и других организмов. В недавнем прошлом Казахстанским НИИ рыбного хозяйства были проведены исследования популяции змееголова в реке Иле. В Или-Балхашском бассейне появление хищника впервые официально задокументировано в 2003 году, хотя сведения о нем поступали и раньше. К 2009-2010 годам пришелец стал обычным видом для водоемов бассейна.

По мнению ученых, сейчас змееголов проходит вторую фазу акклиматизации, что дает основания ожидать скорого роста популяции. В будущем, считают специалисты, окончательная «натурализация» этой рыбы потенциально может привести к сокращению общей промысловой продукции региона. В сущности, змееголов лишь небольшое звено в цепи трудностей, стоящих перед одним из самых богатых водных бассейнов мира. Сегодня Балхаш и его реки ждут, когда человек повернется к ним лицом. 

Данная публикация/программа подготовлена при поддержке Европейского союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности «TOO «Total.kz Media Group» и не отражает точку зрения Европейского союза. 


Источник:total.kz
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo