Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Статьи arrow Каюмов А. - Дефицит водных ресурсов и динамика межгосударственного сотрудничества в бассейне Нарына и Сырдарьи
Каюмов А. - Дефицит водных ресурсов и динамика межгосударственного сотрудничества в бассейне Нарына и Сырдарьи Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Erkin Turdibaev   
20.04.2017
Длина Сырдарьи (вместе с ее притоком Нарыном) достигает 3 019 км, а ее бассейн составляет часть бассейна Аральского моря, что делает ее одной из важнейших трансграничных рек Центральной Азии. Река берет начало в Кыргызстане и протекает через Таджикистан, Узбекистан и Казахстан. Дебит Сырдарьи и ее притоков регулируется каскадом водохранилищ, построенных в советский и постсоветский период. Важнейшее из них - Токтогульское водохранилище вместимостью 19,5 куб. км. Водохранилище расположено на территории нынешнего Кыргызстана, оно было построено в 1970-х годах. Площадь водохранилища составляет 280 кв. км, и оно способно регулировать дебит Сырдарьи. После распада Советского Союза между странами, лежащими по течению Сырдарьи, возникали жесткие конфликты из-за вододеления. В то время как страны, расположенные в верхнем течении, постоянно сталкиваются с нехваткой энергоресурсов в зимнее время, страны в нижнем течении испытывают летний дефицит воды.

Страны в верховьях намерены использовать воду Токтогульского водохранилища для выработки электроэнергии, а страны нижнего течения хотят использовать водохранилище для нужд ирригации. До сих пор государства так и не пришли к согласию о режимах эксплуатации водохранилища. Напротив, проблема служит постоянным источником напряженности в отношениях между странами, расположенными в верховьях и в низовьях реки. А ухудшение состояния окружающей среды, изменение климата и рост населения могут вызвать новые всплески напряженности вокруг вопросов вододеления, что, в свою очередь, увеличит возможность возникновения вооруженного конфликта в Центральной Азии.

1. Несколько раз предпринимались попытки урегулировать вододеление с помощью региональных соглашений и региональных институтов управления водным хозяйством. Но, хотя об этих соглашениях и институтах и было сказано много хорошего, реальный их эффект оставлял желать лучшего.

2. Почему так происходило, и какие факторы приводили к подобному результату? Почему успешные переговоры заканчивались невыполнением соглашений? В настоящей статье я постараюсь показать, что в периоды, когда объем запаса воды в Токтогульском водохранилище сокращается, страны бассейна Нарына/ Сырдарьи демонстрируют определенную, пусть и ограниченную, готовность к сотрудничеству в вопросах вододеления и совместного использования водных ресурсов, тогда как в периоды высокого объема воды в водохранилище склонность к сотрудничеству, напротив, падает и прибрежные государства перестают соблюдать заключенные ранее многосторонние соглашения. В такие периоды они предпочитают не сотрудничество, а односторонние действия, направленные исключительно на решение своих собственных водных проблем.

Чтобы проиллюстрировать эту тенденцию, я проанализирую три периода низкого объема запаса воды в Токтогульском водохранилище: 1984-1988 годы, 1997-1998 годы и 2007-2008 годы (см. рис. 2). Статья построена следующим образом. В первом разделе будут представлены теоретические и методологические разъяснения. В последующих разделах будет описана ситуация в периоды низкого объема запаса воды и свойственные этим периодам специфические тенденции к сотрудничеству и к конфликтам по вопросам вододеления. В заключении будут кратко изложены итоги и результаты анализа.

Научный журнал «Центральная Азия и Кавказ», выпуск № 3/ том 15/ 2012 г.

Загрузить (pdf, 230 kB) 

Источник: http://cyberleninka.ru/
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo